Поздно вечером 8 июня Совет безопасности ООН единогласно принял согласованный вариант резолюции по Ираку, предложенной США и Великобританией. Резолюция была принята в ходе анонимного голосования. Измененный ее проект учитывает требование Франции более четко прописать полномочия временного правительства Ирака по контролю за операциями международного воинского контингента.
Резолюция предусматривает формальное окончание оккупации Ирака к 30 июня, когда закончится срок полномочий временной коалиционной администрации.
Полный суверенитет Ирака будут контролировать “по просьбе приступающего к работе временного иракского правительства” оставшиеся в стране многонациональные войска. Вокруг их полномочий и разгорелись споры. Критиком Вашингтона (США возглавляют 160-тысячные войска коалиции) выступил Париж, который посчитал, что уж если речь идет о “суверенитете Ирака”, то иракское правительство должно иметь право вето на “чувствительные наступательные операции” сил коалиции. Для успокоения Франции в тексте появились обещания установить “партнерство” между новыми властями Багдада и войсками коалиции.
Имела возражения по тексту, хотя и не столь принципиальные, и Россия. Москва настаивала на проведении международной конференции по Ираку, чтобы, как объяснил глава МИД РФ Сергей Лавров, “обеспечить внешний круг поддержки процессу восстановления суверенитета Ирака”. Громоздкое мероприятие могло внести сумятицу в график Вашингтона, однако, чтобы успокоить Россию, эту идею внесли в текст. Но в обобщенном виде и с неопределенными сроками: правительству Ирака самому предстоит решить, насколько созыв такой встречи сможет содействовать переходному процессу.
Новая резолюция Совета безопасности ООН поможет сохранить лицо Парижу и Москве, пытающимся не отстать от процесса политического урегулирования в Ираке и получившим крошечные уступки по тексту. Крупную дипломатическую победу одержал Вашингтон. Это успех и по сути (войска США в Ираке остались, но больше не зовутся оккупационными). И, что не менее важно для Америки, по срокам. Резолюцию удалось принять до 30 июня. То есть до этого срока временному иракскому правительству обеспечена международная легитимность. И во время саммита “восьмерки” на Си-Айленде в США президент Буш предстал перед гостями лидером, имеющим последовательную стратегию по Ираку. Буш показал американскому избирателю, что способен действовать в союзе с ООН.
Добилась Америка и более приземленных целей. Как не раз заявляла помощник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс, резолюция должна была не допустить развала коалиции в Ираке после того, как в мае оттуда вывела войска Испания. Резолюция призвала страны – члены ООН оказать содействие многонациональным силам в Ираке, в том числе войсками. Они в Ираке особенно нужны, поскольку насилие в стране не прекращается.
Все это хорошо. Но гладко было на бумаге…
До 30 июня, когда власть в Ираке перейдет к временному правительству, остается три недели. В формировании нового властного органа принимали участие три стороны: назначенный американцами иракский правительственный совет, американская администрация Ирака во главе с Полом Бремером и представитель ООН Лахдар Брахими. Однако, несмотря на столь представительный список, временное правительство наверняка столкнется с силами, которые не захотят признавать его полномочия. Прежде всего речь идет о тех, кто сегодня ведет боевые действия против сил коалиции и сотрудничающих с ними иракцев. Сумеют ли будущие правители Ирака договориться с “отверженными”? Скорее всего, нет, учитывая, что временное правительство будет опираться на штыки американской армии.
Хуже того. До сих пор американское командование опиралось если не на союз с курдами, то хотя бы на их нейтралитет. Теперь ситуация меняется. Курды, входящие в переходное правительство Ирака, объявили, что готовы выйти из состава кабинета в том случае, если они получат соответствующее распоряжение от своих лидеров. Недовольство курдов вызвано отсутствием в принятом Совбезом документе пунктов, признающих временную конституцию Ирака, в которой курдам предоставлялось право на автономию в трех северных провинциях страны.
Иными словами, “оставить” Ирак американцам не на кого. А оставлять надо. Президентские выборы в США на носу, а успехами на международной арене даже не пахнет. Но и уход американцев ничего хорошего не сулит. Самое худшее, что может быть, – всеобщая гражданская война между суннитами, шиитами и курдами. Одна, две или три сотни тысяч иностранных солдат ничего в этой мясорубке сделать не смогут, кроме как погибнуть.
На саммите “восьмерки” в Си-Айленде вершители судеб мира улыбались друг другу и делали вид, что все идет как надо. Эти улыбки “сотрутся”, скорее всего, сразу же после 30 июня.