Большинство татарстанцев знают Дмитрия Второва как телеведущего. Некоторым он известен как лидер организации “Молодежное единство”. А с марта этого года Дмитрий Юрьевич – самый молодой депутат Госсовета РТ (ему двадцать шесть лет). Своеобразный пример того, что свято место пусто не бывает, – нужен был республике молодежный лидер, комсомолец новой формации, и вот он появился.
Кто-то считает его карьеристом, кто-то – везунчиком, а кто-то – трудолюбивым человеком, который и получает соответственно своим заслугам (в том смысле, что “везет тем, кто везет”). Но тем не менее и первых, и вторых, и третьих среди молодых людей предостаточно, но в Госсовете оказался именно Дмитрий Второв. Вот мы и решили побеседовать с Дмитрием на предмет того, как он собирается оправдывать доверие руководителей республики, включивших его в партийный список “Единой России”, по которому он и прошел в парламент республики.
– Дмитрий, к вам как обращаться теперь – исключительно по имени-отчеству?
– Да ладно, не прикалывайтесь, – отшучивается он. (Тем не менее слышу, как его окликают: “Дмитрий Юрьевич, у меня к вам вопрос”). – Ну, спрашивайте! – с лучезарной улыбкой начинает разговор депутат-журналист, который уже, похоже, привык к роли интервьюируемого. – Как я попал в политику? В 2000 году была создана партия “Единство”. Я был на первом съезде и как журналист, освещающий это событие, и как делегат. И уже после первого съезда, когда мы шли из Кремлевского Дворца съездов вместе с Маратом Бариевым – министром по делам молодежи и спорту, появилась информация, что будет создаваться молодежное “Единство”. Так все и закрутилось-завертелось. До ноября прошлого года я возглавлял “Молодежное единство”, теперь являюсь заместителем руководителя региональной организации “Молодежное единство РТ”. А когда в 2001 году объединились три политические силы (“Отечество”, “Единство” и “Вся Россия”) в “Единую Россию”, я вошел в политсовет регионального отделения этой партии.
– То есть то, что вам предложили стать депутатом, – это не аванс, а оценка работы за три с половиной года?
– Думаю, что да. За последние годы было много сожалений о том, что после того, как комсомол приказал долго жить, образовался вакуум и молодежь надо чем-то заинтересовать. Мы попытались сделать первые шаги в этом направлении. Сейчас организация стала узнаваема, есть реальные дела. Это и субботники, и помощь малоимущим. Я считаю, что за последние четыре года выросла инициативная молодежь, которая хочет делать добро. Для меня избрание в Государственный Совет – это, прежде всего, ответственность и возможность представлять интересы молодежи в нашем парламенте.
– Каким образом?
– Сейчас завершается работа по формированию документов, регламентирующих создание молодежного парламента, – своего рода общественной молодежной палаты при Госсовете. Там будут представители от территорий (видимо, они будут избираться на молодежном форуме каждого района и города), а также от молодежных организаций (их в республике около тридцати). Но в палате должны быть представлены интересы всех – и студентов, и молодых ученых, и старших школьников, и спортсменов, и начинающих деятелей искусства… Решения этого органа будут носить рекомендательный характер, с их помощью мы хотим влиять на реализацию молодежной политики в Татарстане. Мы будем ставить вопросы перед Госсоветом и через Комитет по социальным вопросам. Полагаю, эта работа может стать большой школой для молодых парламентариев и политиков.
– Палату, конечно, планируете возглавить вы?
– Это не принципиально для меня – буду я заместителем или еще кем-то. У меня и так общественных нагрузок немало. Так и с основной работы – телевидения – выгнать могут. Три дела, которыми я занимаюсь (“Молодежное единство”, депутатство и телевидение), требуют полной отдачи, а это физически невозможно – усидеть на трех стульях. Поэтому я передал часть полномочий новому лидеру “Молодежного единства” Андрею Кондратьеву, заместителю министра по делам детей и молодежи.
– А вам образования, полученного на факультете журналистики, хватит для плодотворной работы в Госсовете?
– Я получаю сейчас второе высшее образование в Академии госслужбы при Президенте РФ – на факультете “Государственное муниципальное управление”.
– Согласитесь, стать депутатом по списку легче, чем пройти по одномандатному округу. Если бы вы шли по одномандатному округу, то прошли бы в Госсовет, как считаете?
– Думаю, что шанс на успех был бы.
– Благодаря “раскрученности” на телевидении?
– Не только. Я известен и по партийной работе. Естественно, я боролся бы более активно, большую часть времени провел бы в районе, решая какие-то дела. Несмотря на то, что я шел по списку, мы проехали вдоль и поперек всю республику – у нас проходили форумы, встречи с избирателями. И если у одномандатника округ – это один район или несколько, то у нас – вся республика.
– Вы предположили, что баллотировались бы в районе, а не в городе. Это сознательная направленность на сельский электорат? Говорят, что вы специально татарский выучили – чтобы с главами легче общаться было.
– (Смеется). Татарский – это отдельная история. У нас в школе татарский преподавали только для татар. Для русских был другой предмет – “Родной край”. Я настоял, пожаловался директору, и меня все-таки взяли в татарскую группу. Думаю, учительница не пожалела об этом. Когда пришел на телевидение, знания закрепил, поскольку приходилось очень много ездить по районам. Не люблю хвалиться, но республику я знаю хорошо, о каждом районе имею полное представление: насколько он интегрирован, сильна или слаба местная администрация. Везде есть свои недостатки и свои преимущества.
– А дальнейшую свою карьеру как представляете?
– (Думает). Развивающейся…
– Есть журналисты, которые так тесно работают с властью, освещая ее деятельность в своих сюжетах и статьях, что спят и видят себя в будущем ну… хотя бы главами администраций.
– Это не про меня. Хотя мне тоже в шутку говорят: вот, дескать, скоро дослужишься до министра. Для меня любой пост – это, прежде всего, большая ответственность. Наша республика выгодно отличается от других тем, что у нас ответственная власть, и это видно. Мне интересны молодежная политика, социальный блок, СМИ. Хотя, безусловно, очень интересное направление – отношения Татарстана и федерального центра. Я состою в Комитете по местному самоуправлению и уже ощутил, насколько это трудное направление. Главный лозунг “Единой России” – “Сильные регионы – сильная Россия”. И если руководство партии в Москве будет игнорировать этот лозунг, то надо ставить вопрос о персоналиях, которые этой партией руководят.
– Дмитрий, вы знаете, что вас часто называют популистом?
– Я считаю, что надо работать и подтверждать свои амбиции делами. А популист, на мой взгляд, – это человек, который все делает из конъюнктурных соображений. Мы так не работаем. Наше “Молодежное единство” – одно из самых сильных в России, и если бы мы работали от случая к случаю, только перед выборами, то не стали бы таковыми.
Беседовала
Дина ГЕЛЬМАНОВА.