Депутаты Государственного Совета Татарстана практически всегда на виду: средства массовой информации регулярно освещают заседания парламента, приводят мнения народных избранников по тем или иным вопросам, публикуют интервью с ними. Однако за депутатской деятельностью стоит большая, но незаметная широкой публике работа аппарата Госсовета. Между тем без него народные избранники как без рук. Как строится деятельность аппарата в связи с новым принципом формирования Госсовета? Об этом корреспондент агентства “Татар-информ” Ирина Бегимбетова беседует с Секретарем Госсовета Валентиной Липужиной.
– Валентина Николаевна, появились ли новшества в структуре аппарата Госсовета?
– Безусловно, причем серьезные. Мы задолго до избрания новых депутатов стали готовиться к реформированию. Предложения были готовы еще осенью, но решили дождаться прихода нового созыва. Реорганизацию провели уже после первого заседания Госсовета, согласовав многие изменения с парламентариями.
Прежде всего, видоизменился отдел по работе с парламентскими комиссиями. Теперь он называется отдел по работе с комитетами, в его составе семь секторов – по количеству комитетов. В каждом секторе – по три человека, за исключением сектора Комитета по государственному строительству и местному самоуправлению, где одним сотрудником больше. Связано это с тем, что в нынешнем году Госсовету предстоит принять большое количество законов по местному самоуправлению. Заведующие секторами обязаны отслеживать работу комитетов по всем направлениям. Я думаю, это позволит усилить ответственность аппарата за прохождение законопроектов и он также сможет оказывать более действенную помощь депутатам. Дело в том, что по регламенту законодательная работа Госсовета осуществляется прежде всего в комитетах. Вопросы выносятся на заседание парламента только после предварительного рассмотрения на заседаниях комитетов.
Кроме того, мы объединили отдел по работе с местными Советами народных депутатов и сектор по работе с органами местного самоуправления, создав отдел по взаимодействию с местными представительными органами власти. Ему придается большое значение. Нам необходимо знать, чем живут люди на местах, какие у них проблемы, как реализуются наши законы, соответствуют ли они реалиям сегодняшнего дня.
Также сочли необходимым укрепить пресс-центр Госсовета. Сегодня он освещает мероприятия в парламенте, заседания комитетов и деятельность Председателя Госсовета. Но, мне кажется, это лишь малая толика того, чем должна заниматься эта служба, особенно если учесть, что в парламенте будут две фракции. Одна – в нее вошли депутаты от КПРФ – уже зарегистрирована, вторая, скорее всего, будет образована на ближайшей сессии, в нее войдут депутаты от партии “Единая Россия”. Помимо этого, создана депутатская группа “Регионы”. Так что пресс-центру придется освещать и деятельность фракций и депутатских объединений.
– При реорганизации аппарата вы руководствовались опытом других регионов?
– Во-первых, так работает Государственная Дума России. Правда, у нее свои особенности. Аппараты комитетов там создаются на время созыва. Может быть, с одной стороны, это хорошо, но с другой – люди социально не защищены, по окончании созыва все они могут быть уволены, потому что имеют ограниченный срок государственной службы. Мы по этому пути не пошли.
Во-вторых, несомненно, изучался опыт других субъектов Федерации, например, соседних республик. Оценивали в первую очередь то, как лучше построить работу аппарата в условиях многопартийности.
– Когда подходит к концу срок очередного созыва Госдумы, там практически всегда разгораются скандалы, вызванные нежеланием бывших депутатов освободить служебные квартиры. А как обстоит дело с депутатами Госсовета второго созыва?
– Пока не все из тех, кому были предоставлены квартиры, их освободили. Но по договору бывшим депутатам на это отводится два месяца: многим требуется время, чтобы определиться с дальнейшим местожительством, да и детям надо дать возможность спокойно закончить учебу в школе. Надеюсь, на сей раз конфликтов не будет: мы заранее всех предупредили, да и договоры с депутатами были составлены юридически выверенно. Полагаю, нам не придется обращаться в суд (а такие прецеденты были).
Проблема еще и в том, что депутаты регионального уровня не входят в перечень лиц, которым по закону может предоставляться служебное жилье. Именно поэтому Госсовет недавно внес соответствующую законодательную инициативу в Госдуму. Если нашу поправку примут, проблема отпадет сама собой.
– Далеко не все из вновь избранных депутатов знакомы с процессом законотворчества. Какая-то учеба для них будет организована?
– Программа такой учебы готовится. Мы намерены провести семинар, на котором будут затронуты вопросы юридического и правового плана, а также связанные с организационной работой и законотворческой деятельностью. Надеемся, и депутаты внесут свои предложения.
– Поддерживаете ли вы контакт с руководителями аппаратов законодательных органов других субъектов России?
– Очень тесно сотрудничаю с коллегами, например, из Башкортостана, Нижнего Новгорода, Чувашии. Недавно к нам в гости приезжала парламентская делегация из Марий Эл. При Госдуме создан совет руководителей аппаратов, и я являюсь членом его президиума. Сообща можно решать многие задачи. Например, когда мы выступаем с законодательной инициативой, имеющей большое общественное значение, нередко звоню своим коллегам и прошу обратить на нее особое внимание. К нам, соответственно, тоже обращаются с разными предложениями.
– Валентина Николаевна, вы являетесь одновременно депутатом и руководителем аппарата, причем уже не первый созыв. Не тяжело ли это? В Госдуме, например, руководитель аппарата – чисто чиновничья должность…
– Мне это только помогает. Вопрос взаимоотношений аппарата и депутатов – непростой и очень важный. В прошлом созыве в некоторых комиссиях мы были вынуждены поменять и юриста, и секретаря в приемной, и референта, потому что работа не ладилась. Но менять кадры можно бесконечно, главное-то в другом: нужно, чтобы каждый понимал свою роль и был на своем месте. Безусловно, все решения принимают депутаты. Аппарат оказывает им в этом содействие, и для того, чтобы к мнению специалиста или референта прислушивались, он должен быть профессионалом. Когда возникают проблемы, мне их решать проще. Ведь и депутат не всегда бывает прав. Сотрудник аппарата может ему об этом сказать, но еще неизвестно, как депутат это воспримет. Я же, имея тот же статус депутата, спокойно могу указать коллеге на его неправоту.
Сегодня многие российские регионы тоже пошли по пути, когда главой аппарата становится депутат. Считаю такое совмещение достаточно удачным.