1 октября 2022

Доклад министра финансов Радика Гайзатуллина

Опубликовано: 20.10.2015 0:00

information_items_10124475

В соответствии с Конституцией и Бюджетным кодексом Республики Татарстан Президентом внесен на рассмотрение Государственного Совета законопроект о бюджете на 2016 год.

Проект закона РТ о бюджете подготовлен в соответствии с требованиями, установленными бюджетными кодексами России и Татарстана. Бюджет ориентирован на реализацию задач, поставленных Президентом РТ в послании Государственному Совету на 2016 год. Законопроект содержит 24 статьи и 34 приложения, к нему прилагаются документы и материалы, предусмотренные Бюджетным кодексом.

Прежде чем перейти непосредственно к характеристике параметров бюджета, отмечу, что процесс его формирования сопровождался неустойчивостью мировых сырьевого и финансового рынков. Все это осложняло работу по прогнозу бюджета, и в первую очередь по планированию доходной базы.

Сценарные условия формирования доходов следующие: цена на нефть – 60 долларов за баррель, курс доллара – 56,8 рубля, инфляция – 7%. Обращаю ваше внимание, что 8 октября на заседании Правительства Российской Федерации они были несколько скорректированы. Проведенный нами анализ показал, что некоторое изменение сценарных условий существенно не затрагивает размеров доходной и расходной части бюджета республики, в связи с чем на данном этапе параметры бюджета оставлены без изменений.

Работа по формированию доходной части бюджета на 2016 год Министерством финансов проводилась совместно с Министерством экономики, налоговой службой, отраслевыми министерствами, предприятиями. Проведены расчеты по прогнозу отдельных налогов, рассматривались предложения муниципалитетов по формированию доходной части местных бюджетов. В результате плотной работы с муниципальными образованиями прогноз по объемам доходов местных бюджетов на 2016 год согласован с ними без разногласий.

Прогноз по доходам в определенной степени решает задачу по стимулированию инвестиционных и инновационных направлений социально-экономического развития республики.

Реализация этой задачи достигается через предоставление льгот по налогам. По всем этим направлениям действуют соответствующие законодательные акты. В конце сентября на сессии Государственного Совета продлены на 2016 год льготы по упрощенной системе налогообложения, установлена льготная ставка налога на имущество организаций для производителей синтетических моторных масел. Кроме того, на 2016 год сохранена ставка налога на имущество для торговых объектов на уровне 2015 года без запланированного ранее повышения. Льготы по налогу на прибыль в прогнозе бюджета на следующий год составляют 159,2 млн рублей, по налогу на имущество субъектам инвестиционной деятельности – 2 млрд 918 млн рублей.

Наиболее объемными доходными источниками бюджета являются налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и налог на имущество организаций, составляющие от общей суммы собственных доходов в консолидированном бюджете 74 процента и в бюджете республики – 80 процентов.

Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Республики Татарстан в 2016 году прогнозируется в сумме 59,3 млрд руб., в бюджет республики – 41,5 млрд рублей. Расчеты по налогу производились исходя из прогнозируемого Министерством экономики фонда оплаты труда, темпов его роста и среднего процента изъятия налога.

Отмечу, что впервые за последние годы при прогнозе налога на доходы физических лиц закладывается столь низкий индекс роста. На 2016 год он прогнозируется в размере 103,2% к ожидаемым поступлениям текущего года. В 2013 году он составлял 110,5%, в 2014 году – 107,4%, в 2015 году ожидается в размере 104,1%.

О налоге на прибыль.

При оценке налоговых поступлений использованы данные бизнес-проектов крупных и средних организаций республики. На совещаниях с участием Министерства экономики, налоговой службы, отраслевых министерств рассмотрено около 160 предприятий, которые уплачивают в бюджет более 65% налога на прибыль. По этим данным налог на прибыль прогнозируется в объеме 57,3 млрд рублей.

Прогноз поступления акцизов на 2016 год в консолидированный бюджет республики составляет 18,9 млрд рублей. Акцизы по нефтепродуктам прогнозируются в сумме 6,8 млрд рублей, по алкоголю – в объеме 6,6 млрд рублей, по пиву – 5,5 млрд рублей.

Налог на имущество организаций в 2016 году прогнозируется в размере 19,7 млрд рублей, с учетом инвестиций и законодательно установленных льгот. При этом учтены изменения налогового законодательства в части налогообложения торговых объектов и имущества естественных монополий.

Налог на имущество физических лиц, полностью зачисляемый в бюджеты муниципальных образований, в 2016 году оценивается в сумме 776 млн рублей. Необходимо отметить, что он будет поступать в следующем году по новому порядку, а именно – исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Значительным доходным источником бюджетов муниципальных образований является земельный налог. Его поступления в 2016 году прогнозируются в размере 7,2 млрд рублей. В прогнозе принята уточненная кадастровая стоимость земельных участков с учетом утвержденных органами муниципальных образований ставок.

Поступления транспортного налога в 2016 году оцениваются в размере 3 млрд 876 млн рублей. В соответствии с Бюджетным кодексом Татарстана транспортный налог будет направлен в дорожный фонд в прогнозных объемах. При расчете налога учтена отчетность о налогооблагаемой базе, динамика изменений количественных и качественных характеристик регистрируемых транспортных средств.

Поступления по налогам на совокупный доход в 2016 году прогнозируются в сумме 7,6 млрд рублей. Прогноз сформирован исходя из отчетов налоговых органов и динамики фактических поступлений.

Неналоговые доходы консолидированного бюджета прогнозируются на 2016 год в объеме 7,9 млрд руб., бюджета Республики Татарстан – 3,2 млрд рублей.

В представленном проекте бюджета учтены целевые федеральные межбюджетные трансферты в сумме 10,7 млрд рублей.

Говоря о подходах к формированию прогноза консолидированного бюджета Республики Татарстан по расходам, отмечу, что в их структуре в основном заложены федеральные макроэкономические индексы – дефляторы. Основные из них следующие:

– заработная плата отдельных категорий работников бюджетной сферы в рамках реализации указов Президента РФ от 7 мая 2012 года, предусмотренных в «дорожных картах»;

– публичные обязательства, продукты питания и приобретение медикаментов индексируются в меру инфляции с 1 января на 7,0%;

– стипендии предлагается повысить с 1 сентября на 7,0%;

– коммунальные услуги будут проиндексированы с 1 июля на 7,5%;

– остальные текущие расходы остаются на уровне 2015 года.

На основе федеральных подходов и индексов – дефляторов – были сформированы сценарные условия формирования бюджета по расходам и проведены совещания по рассмотрению предложений республиканских министерств и ведомств, а также муниципальных районов и городских округов по расходам на 2016 год. В результате проведенной работы Министерством финансов составлены прогнозы по расходам на 2016 год бюджета Республики Татарстан, 45 бюджетов муниципальных районов и городских округов, 911 бюджетов поселений, образующих консолидированный бюджет. Все бюджеты муниципальных образований прогнозируются бездефицитными.

Отмечу отдельные тенденции, характеризующие расходы бюджетов. Растут первоочередные и социально значимые расходы. В плановом бюджете на 2016 год они увеличатся на 5% и составят 74,7% от общего объема расходов.

В 2016 году предлагается продолжить начатое в предыдущие годы финансирование капитального ремонта и строительства объектов социальной сферы. Перечислю основные направления:

– капитальный ремонт объектов образования;

– строительство модульных фельдшерско-акушерских пунктов;

– обеспечение населения республики чистой водой;

– строительство сельских клубов и капитальный ремонт объектов культуры;

– капитальный ремонт детских оздоровительных лагерей, подростковых клубов;

– благоустройство парков и скверов;

– строительство и ремонт ресурсных центров;

– капитальный ремонт учреждений социального обслуживания;

– строительство спортивных площадок.

Будет продолжено финансирование республиканских социально значимых мероприятий, действующих на протяжении ряда лет, с общим объемом ассигнований в 4,9 млрд рублей. Все они учтены в составе государственных программ Республики Татарстан. Среди них – профилактика наркотизации населения (21 млн рублей), сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан (182,1 млн рублей), организация отдыха детей и молодежи, их оздоровления и занятости (1 млрд 347 млн рублей), реализация антикоррупционной политики (4 млн рублей), повышение безопасности дорожного движения (1 млрд 573 млн рублей), программа развития малого и среднего предпринимательства (500 млн рублей), популяризация рабочих и инженерных профессий (10 млн рублей), организация деятельности по профилактике правонарушений и преступлений (143,9 млн рублей), профилактика терроризма и экстремизма (17,1 млрд рублей), развитие государственной гражданской службы Республики Татарстан и муниципальной службы в Республике Татарстан (31,9 млн рублей), стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2010–2015 годы «Килэчэк» – «Будущее» (779,1 млн рублей), развитие комплексной системы защиты прав потребителей (4,9 млн рублей), обеспечение жильем молодых семей (50 млн рублей), экологическая безопасность (51,9 млн рублей), развитие сельской молодежи (4,5 млн рублей), сохранение национальной идентичности татарского народа (29,7 млн рублей), реализация государственной национальной политики (42,6 млн рублей), стратегическое управление талантами на 2015–2020 годы (100 млн рублей), патриотическое воспитание молодежи (10 млн рублей).

Также в бюджете на 2016 год предусматриваются средства на софинансирование федеральных программ, уплату налога на имущество бюджетными учреждениями, ассигнования на капитальные вложения и дорожные работы.

Еще одна особенность бюджета на 2016 год, наряду с распределением расходов по функциональной и ведомственной классификациям расходов, – распределение расходов по государственным программам.

Таким образом, цифры подтверждают приоритетность социальной направленности сформированного проекта бюджета Республики Татарстан на 2016 год.

Далее – о характеристике расходов бюджета по конкретным направлениям. Расходная часть в соответствии с бюджетной классификацией начинается с раздела «Общегосударственные вопросы». Общий объем расходов по разделу на 2016 год по консолидированному бюджету прогнозируется в сумме 14,9, по бюджету республики – 10,4 млрд рублей. В данный раздел входят расходы резервного фонда Правительства, содержание аппарата управления, Академии наук и Архивного управления, содержание мировых судей, предоставление грантов сельским поселениям, уплата налога на имущество бюджетных учреждений. Так же, как и в текущем году, предусматривается создание резервных фондов районов и городов.

Следующий раздел – «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» с суммой расходов по консолидированному бюджету в 1,1 млрд рублей, по бюджету республики – 925 млн рублей. По этому разделу предусматриваются содержание и мероприятия Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, функционирование единых диспетчерских служб муниципальных образований.

Раздел «Национальная экономика» с суммой по консолидированному бюджету в 30,0 млрд рублей и бюджету республики в 29,2 млрд рублей включает в себя ряд отраслей экономики и отдельных мероприятий, связанных с ними. Так, на дорожное хозяйство предлагается направить 11,4 млрд рублей, на сельское хозяйство – 9,3 млрд рублей, на транспорт – 3 млрд рублей, на финансирование аппарата управления и программные мероприятия – 2 млрд рублей, на безопасность дорожного движения – 1,6 млрд рублей, на связь и информатику – 1,3 млрд рублей, на мероприятия по содействию занятости – 704 млн рублей, на лесное хозяйство – 657 млн рублей, на воспроизводство минерально-сырьевой базы – 50 млн рублей.

Расходы консолидированного бюджета по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» составляют 13,8, бюджета республики – 7,3 млрд рублей. Основные направления расходов – финансирование объектов жилищно-коммунального хозяйства, приемка и ввод в эксплуатацию объектов социально-культурной сферы, ликвидация недоремонта жилого фонда.

В разделе «Охрана окружающей среды» предусматриваются расходы на содержание аппарата Министерства экологии и природных ресурсов РТ, подведомственных учреждений, реализация природоохранных мероприятий на общую сумму 382 млн рублей, по бюджету республики – 274 млн рублей.

Наиболее крупный раздел расходов бюджета – «Социально-культурная сфера». Их параметры свидетельствуют о динамике ежегодного роста данной позиции. Расходы социальной сферы в консолидированном бюджете занимают в 2015 году 68%, в 2016 году вырастут до 70%.

В социально-культурной сфере наиболее значительная по объему расходов отрасль «Образование». В 2016 году объем расходов консолидированного бюджета составит 73,5, бюджета республики – 45,6 млрд рублей. Эти средства будут направлены на содержание и 
развитие более двух тысяч учреждений дошкольного образования, около полутора тысяч образовательных учреждений, более четырехсот учреждений дополнительного образования, около ста учреждений профессионального образования, ресурсных центров и других учреждений.

В отрасли «Образование» финансируется ряд социальных республиканских целевых программ. Среди них – сохранение и развитие языков в Республике Татарстан, организация отдыха детей и молодежи, капитальный ремонт учреждений образования, создание ресурсных центров.

Еще один раздел социальной сферы – «Культура и кинематография» в объеме на 2016 год в 8,9, а по бюджету республики в 5,1 млрд рублей. Средства планируется направить на предоставление грантов, комплектование книжных фондов, поддержку творческих союзов, содержание музеев, театров, цирка, библиотек, творческих коллективов. На продолжение реализации проекта «Культурное наследие – остров-град Свияжск и древний Болгар» предусмотрено в 2016 году 400 млн рублей из бюджета республики. Будет продолжена реализация мероприятий по капитальному ремонту и строительству сельских клубов, учреждений культуры.

Следующий раздел – «Здравоохранение». Объем расходов на содержание и развитие отрасли с учетом средств обязательного медицинского страхования составит 48,5 млрд рублей, в том числе из бюджета республики – 27,8 млрд рублей.

В бюджете республики расходы на здравоохранение включают в себя оказание высокотехнологичной помощи, проведение процедур гемодиализа, содержание учреждений, централизованные закупки медикаментов и оборудования, платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Общая сумма расходов по разделу «Социальная политика» прогнозируется в размере 25,5 млрд руб., а по бюджету республики – 25,0 млрд рублей. В данных объемах предусмотрены, индексированные в меру инфляции, все социальные пособия и выплаты, осуществляемые в текущем году.

Расходы по разделу «Физическая культура и спорт» составляют 2,1, по бюджету республики – 1,6 млрд рублей.

По разделу «Средства массовой информации» расходы на 2016 год прогнозируются по бюджету республики в объеме 1,2 млрд рублей.

Далее – о государственном долге Республики Татарстан. Характеризуя его состояние в целом, можно отметить, что в настоящий момент наблюдается уменьшение его объема с максимального в течение текущего года уровня в 111,1 млрд рублей до 90,5 млрд рублей. Этому способствовало полное и своевременное исполнение обязательств компанией «Связьинвестнефтехим» по погашению привлеченного в 2005 году еврооблигационного займа под государственную гарантию РТ и последовавшего исключения суммы гарантии из состава государственного долга республики.

Структура государственного долга на 90% – это наши долги перед федеральным бюджетом по кредитам на сумму 81,4 млрд рублей, и 10%, или 9,1 млрд рублей занимает государственная гарантия. В свою очередь основная часть задолженности по кредитам в сумме 66,9 млрд рублей реструктуризирована на длительный срок. Погашение в равных частях начинается с 2023 года. 

Расходы на обслуживание государственного и муниципального долга в консолидированном бюджете составят 795 млн рублей, а в бюджете республики – 101 млн рублей.

В целом доходная часть консолидированного бюджета на 2016 год прогнозируется в объеме 194,4 млрд рублей, расходная – 200,2
млрд рублей, с дефицитом в 5,8 млрд рублей. Бюджет республики на 2016 год по доходам определяется в сумме 158,9 млрд рублей, по расходам – 164,7 млрд рублей, с дефицитом в 5,8 млрд рублей.

Прошу уважаемых депутатов рассмотреть проект бюджета на 2016 год и принять его в первом чтении.

Благодарю за внимание!

image_printРаспечатать

Выпуск: №150 (27955)


Добавить комментарий

30.09.2022

Подписаны договоры о вхождении в Россию новых субъектов

Минуту молчания по погибшим жителям Донбасса в ходе во­оружённого конфликта объявил Президент России Владимир Путин в начале своего обращения на церемонии подписания договоров о присоединении к РФ новых территорий – ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей.

3460
30.09.2022

Поговорили о прорывных проектах Татарстана

С заместителем Председателя Правительства России, куратором Приволжского федерального округа Дмитрием Чернышенко встретился Президент Татарстана Рустам Минниханов в рамках рабочей поездки в Москву.

3750
30.09.2022

Открылись Всемирные игры кочевников

С рабочей поездкой посетил 29 сентября Турецкую Республику Президент Татарстана Рустам Минниханов. Основная её цель – участие в церемонии открытия Всемирных игр кочевников.

3480
29.09.2022

В фокусе внимания – инновационные проекты

Очередное заседание совета директоров АО «Татнефтехиминвест-холдинг» провёл в Казани Президент Рустам Минниханов.

4900
29.09.2022

Нефтяники обновляют стратегию

На заседании совета директоров ПАО «Татнефть» рассмотрена обновлённая стратегия управления персоналом Группы «Татнефть» до 2025 года.

5160

Мнение

Владимир  ЖАВОРОНКОВ, заместитель министра здравоохранения РТ:


В каждом из пунк­тов сбора мобилизованных силами нашего Минздрава организованы врачебно-­сестринские бригады. На всякий случай там находятся и машины скорой медицинской помощи. Всех мобилизованных планируется вакцинировать – как от гриппа и коронавирусной инфекции, так и при необходимости от других заболеваний.

Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Книга жалоб

    Другие жалобы
  • Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров
    Контакт вебмастера: info@rt-online.ru