Содоклад председателя Комитета Госсовета по бюджету, налогам и финансам Леонида Якунина

Проект закона «О бюджете Республики Татарстан на 2016 год» внесен Президентом в Государственный Совет в установленные сроки. Структура и перечень материалов к законопроекту соответствуют положениям Бюджетного кодекса Республики Татарстан.

information_items_10124474

Проект закона «О бюджете Республики Татарстан на 2016 год» внесен Президентом в Государственный Совет в установленные сроки. Структура и перечень материалов к законопроекту соответствуют положениям Бюджетного кодекса Республики Татарстан.

Параметры бюджета и прогноза социально-экономического развития были внимательно рассмотрены на комитетах Государственного Совета, зональных совещаниях и парламентских слушаниях. Анализ высказанных мнений и внесенных предложений свидетельствует, что в целом бюджет, ориентированный на усиление социальной и программной направленности, а также сохранение инвестиционной составляющей, большинством депутатов поддерживается.

В то же время в ходе обсуждения бюджета и прогноза поступили предложения о выделении средств по ряду социальных и других вопросов. Все предложения отражены в заключении Комитета, рекомендациях парламентских слушаний и направлены в Правительство республики. Необходимо отметить, что ряд вопросов предусмотрен в отраслевых государственных программах, а вариант решения других зависит от возможностей доходной части бюджета.

Отмечу, что прогнозные показатели на 2016 год напряженные, имеют более значительную долю рисков, по сравнению с показателями 2015 года. Проект бюджета на 2016 год основывается на факторах, сдерживающих рост основных показателей социально-экономического развития республики в текущем и следующих годах, в связи с нестабильностью на мировых сырьевом и финансовом рынках. Эти факторы не могли не отразиться на среднесрочных прогнозах на 2016–2018 годы.

При разработке прогноза социально-экономического развития республики и проекта бюджета выбран вариант сценарных условий, с наименьшим ростом макроэкономических показателей с одновременным снижением цен на нефть, снижением инфляции, небольшим ростом ВРП и индекса промышленного производства.

Соответственно, определенными рамками ограничиваются объемы мобилизуемых доходов, и при одновременном увеличении социальной направленности бюджета (70%) в результате мы получаем достаточно существенный по объему бюджетный дефицит. В 2016 году он составит около 6 млрд рублей. В этих условиях особенно важным является продолжение действия федерального решения о реструктуризации задолженности республики перед федеральным бюджетом по бюджетным кредитам, продолжение работы по привлечению инвестиций, плотный контакт с Минфином России по выделению низкопроцентных бюджетных кредитов на покрытие дефицита бюджета республики.

Возможности бюджета хотя и зависят непосредственно от эффективности работы предприятий, но зачастую ограничиваются изменениями, которые вносятся на федеральном уровне в бюджетное и налоговое законодательство. Уже сегодня можно сказать, что бюджет республики в 2016 году, в связи с готовящимися изменениями в федеральном законодательстве по ряду налогов, экспортной пошлине и другим, может потерять порядка 7 млрд рублей доходов.

Говоря о характеристике бюджетного послания в целом, отмечу, что проект бюджета на 2016 год направлен на решение задач, поставленных в послании Президента Республики Татарстан Государственному Совету. В нем предложен ряд мер, направленных на оптимизацию структуры бюджетных расходов. Проведенный анализ бюджета свидетельствует о том, что его показатели направлены на решение социальных задач, повышение качества жизни населения, поддержание экономической стабильности.

Таким образом, Комитет по бюджету, налогам и финансам считает, что решение вопросов полной мобилизации доходов бюджета, покрытие его дефицита, усиление его социальной направленности будут зависеть только от нашей совместной напряженной и результативной работы.

В первую очередь речь идет о расширении налогооблагаемой базы через повышение производительности труда, наращивание объемов производства, повышение качества выпускаемой продукции, создания и развития зон экономического роста. Во-вторых, о продолжении работы по мониторингу широкого круга налогоплательщиков, оптимизации расходов, целевому и эффективному расходованию средств.

Особое внимание необходимо уделить убыточным предприятиям – их количество в последние годы не сокращается. Сегодня нужно не только отраслевое внимание, но и муниципальное.

Среди особенностей, характеризующих проект бюджета, отмечу ряд принципиальных позиций:

– проиндексированы все социально значимые и первоочередные расходы;

– учтено повышение заработной платы работникам бюджетной сферы;

– усилена социальная направленность бюджета с включением в него реализации государственных целевых программ, а также социальных мероприятий, начатых в предыдущие годы.

Учитывая непростую экономическую ситуацию и дефицит доходов бюджета, необходимо крайне взвешенное отношение к вопросам, связанным с осуществлением бюджетных расходов. Безусловно исполняя социально значимые обязательства, важно не допускать не-
эффективных и нерациональных расходов, в том числе и на муниципальном уровне.

Считаем, что мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов должны проводиться на основе следующих подходов:

– реализация государственных программ по соответствующим индикаторам;

– повышение качества государственных и муниципальных услуг;

– грамотная организация государственных закупок;

– соблюдение финансовых нормативов и норм во всех отраслях бюджетной сферы.

Реализация этих мероприятий в комплексе обеспечит качественное исполнение бюджета, над которым мы сейчас работаем.

Завершая свое выступление, отмечу, что в целом проект бюджета Республики Татарстан на 2016 год ориентирован на обеспечение макроэкономической стабильности, его расходы нацелены на конечные результаты.

На бюджетное послание имеются заключения Счетной палаты, правового управления Государственного Совета, прокуратуры и Общественной палаты. Уважаемые депутаты, прошу вас поддержать решение комитета и принять законопроект в первом чтении.

Хотел бы обратить ваше внимание на то, что согласно п.2 ст. 100 Регламента Госсовета субъекты права законодательной инициативы направляют свои поправки в ответственный комитет в срок, определяемый Госсоветом, но не превышающий 12 дней со дня принятия в первом чтении законопроекта. В связи с этим срок подачи поправок устанавливается до 29 октября.

Также необходимо учесть моменты, связанные с оформлением поправок к бюджету. Как отмечено в п.3 статьи 100 Регламента Госсовета, поправки, предусматривающие увеличение ассигнований по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов расходной части бюджета Республики Татарстан, должны сопровождаться поправками, содержащими источники их финансирования. Поправки, не отвечающие данному требованию, а также поправки, предусматривающие предоставление средств бюджета Республики Татарстан негосударственным организациям любых организационно-правовых форм, не рассматриваются.

Благодарю за внимание.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще