Авиаудары российской армии по боевикам «Исламского государства» призваны защитить мирное сирийское население от геноцида
Неожиданные для многих атаки российских воздушно-космических сил позиций боевиков террористической организации «Исламское государство» (ИГ) привели к ситуации, когда против радикальных исламистов образовались два блока, один из которых возглавляет Россия, другой – США. Каждый из них старается нанести наиболее чувствительный урон боевикам ИГ, однако, судя по всему, уничтожить эту организацию исключительно ударами с воздуха сегодня вряд ли возможно.
Россия перебросила в район сирийского города Латакия смешанную авиагруппу, а также для ее прикрытия – зенитно-ракетные комплексы С-300, способные поражать воздушные цели на разной высоте. Авиация нанесла ряд ударов по позициям «Исламского государства», и, как признают многие эксперты, первые результаты этих атак вполне действенны.
России, вступив в вооруженный конфликт, удалось не только не нарушить никаких международных норм, получив запрос от легитимного президента Сирии Башара Асада на оказание военной поддержки, но и создать свой блок союзнических стран, в который вошли также Ирак и Иран.
Между тем западные страны во главе с США, а также монархии Персидского залива и Турция осудили Россию, заявив, что она якобы не столько пытается бороться с ИГ, сколько удержать у власти режим Башара Асада, нанося удары по так называемой умеренной оппозиции, воюющей с официальным Дамаском. В действительности, сегодня разобраться кто и против кого воюет в Сирии, кто каких взглядов придерживается и кем извне финансируется, крайне сложно.
Мировые СМИ не столь давно описывали ситуацию, когда американские инструкторы, затратив миллионы долларов, обучили и вооружили тысячи боевиков так называемой умеренной оппозиции, после чего последние почти все перешли на сторону ИГ.
Да и сами Соединенные Штаты неоднократно наносили бомбовые удары не только по ИГ, но и по позициям связанных с «Аль-Каидой» движений «Джебхат ан-Нусра» и «Хорасан» и даже по боевикам джихадистской группировки «Ахрар аш-Шам», которую финансируют союзники США Кувейт, Катар и Турция.
Россия вмешалась в конфликт на той его стадии, когда большая часть населения подконтрольных Башару Асаду территорий оказалась под угрозой захвата радикальными исламистами. Напомню, сегодня сирийский лидер контролирует относительно небольшую по площади территорию страны, но на ней находится три четверти населения. Эти районы являются стратегически важными, занимая средиземноморское побережье. К тому же там проживают алавиты, единоверцы Башара Асада. Они составляют 12 процентов от всего населения страны и являются главной опорой президента. В случае захвата этих территорий боевиками «Исламского государства» здесь можно ожидать политики жесточайшего геноцида.
Вмешавшись в конфликт, Россия четко заявила о себе как о самостоятельном глобальном игроке, способном принимать независимые решения.
Вместе с тем, почувствовав конкуренцию со стороны Москвы в проблемном регионе, США в последние дни также резко активизировали бомбежки позиций ИГ, продолжает атаковать боевиков с воздуха Франция, к нанесению ударов готовится Великобритания.
Однако основная трудность заключается в том, что, нанося авиационные удары, полностью уничтожить ИГ практически невозможно – в случае крайнего ухудшения своего положения боевики могут просто раствориться среди мирного населения для того, чтобы позднее, собравшись с силами, вновь приступить к военным атакам и захвату территорий.
Вести же наземную операцию в Сирии сегодня не готовы даже Турция и Египет, расположенные поблизости и крайне опасающиеся распространения терроризма. По некоторым данным, в горячей точке воюют сегодня только боевики проиранского движения «Хезболла», курдские ополченцы и немногочисленные формирования так называемой умеренной оппозиции, ряды которой далеко не монолитны.
Москва сегодня дает понять, что не собирается проводить наземную операцию в Сирии – опыт ближневосточных конфликтов последних десятилетий, в том числе американский в Ираке и Афганистане, ясно показывает: эти территории можно относительно легко взять под контроль, но неимоверно тяжело удерживать.
Думается, главной задачей России в Сирии сегодня является не полное уничтожение «Исламского государства» как такового, а максимальное ослабление его военных позиций, защита населения, которое может оказаться жертвой тотальных репрессий. Этого с помощью точечных авиационных ударов, по мнению многих военных экспертов, достичь вполне возможно. На большее же рассчитывать в деле разрешения сирийского кризиса сегодня вряд ли оправданно.