29 и 30 мая в Казани пройдет празднование значимой общественно-исторической даты – 25-летия становления новой государственности Татарстана, зарождения традиций современного парламентаризма.
В материалах этой рубрики мы и гости «РТ» рассказываем читателям о становлении законодательного органа республики. Цикл публикаций посвящен политическому разнообразию начала бурных 90-х годов. Ведь именно это время совпало с работой последнего, двенадцатого созыва Верховного Совета ТАССР. Депутатам тех лет довелось участвовать во всех ключевых, горячих событиях, неразрывно связанных с историей новой государственности республики.
На рубеже больших перемен
В конце 30-х годов прошлого столетия в молодой республике появился новый орган народного представительства – Верховный Совет ТАССР. Он избирался гражданами путем тайного голосования на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права сроком на четыре года. Деятельность Верховного Совета не прекращалась и в годы Великой Отечественной войны, хотя многие из депутатов сразу же после начала ее отправились на фронт.
В послевоенные годы Верховный Совет ТАССР стал регулярно собираться на свои заседания, увеличился круг обсуждаемых вопросов, активизировалась деятельность постоянных комиссий. Новый этап в работе парламента наступил с принятием Конституции ТАССР 1978 года, которая расширила полномочия республики, что отразилось и на компетенции ее Верховного Совета.
Но, пожалуй, самые большие перемены ожидали парламент и республику на рубеже последнего десятилетия двадцатого века. Верховный Совет в ту пору состоял из 250 депутатов, избранных в округах с равной численностью населения. Напомним: именно этот созыв 30 августа 1990 года принял Декларацию о государственном суверенитете Республики Татарстан. Мы уже рассказывали, как бурно шла разработка этого документа, как в ходе дискуссий выявлялась полярность взглядов различных депутатских групп «Татарстан», «Народовластие», «Согласие», впервые заявивших о себе в парламенте.
Принятие Декларации стало отправной точкой для развития новой государственности. В Татарстане был учрежден институт президентства: 12 июня 1991 года на этот пост всенародным голосованием был избран Минтимер Шаймиев. Верховный Совет возглавил нынешний руководитель татарстанского парламента Фарид Мухаметшин. Законодательному органу суверенного Татарстана предстояло стать гарантом начатых демократических преобразований в сфере государственности.
Был Верховным – стал Государственным!
За время созыва было принято более 120 законов. Среди них – «Об основах народовластия», «О собственности», «О языках народов Республики Татарстан». Были учреждены государственные символы Республики Татарстан – герб, флаг и гимн. Забегая чуть вперед, отметим, что при непосредственном участии депутатов последнего созыва велась разработка проекта Договора о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан.
Беспрецедентный на то время документ был подписан в феврале 1994 года двумя президентами – Минтимером Шаймиевым и Борисом Ельциным.
В 1995 году произошло ключевое событие в истории законодательного органа республики: Верховный Совет Татарстана принял решение об изменении статуса парламента – он стал именоваться Государственным Советом.
Выборы в высший представительный, законодательный и контрольный орган государственной власти республики обновленного образца прошли в марте 1995 года. Количество депутатов уменьшилось вдвое, и они избирались по административно-территориальным и территориальным округам сроком на пять лет.
Но самая важная особенность обновленного парламента – впервые часть депутатов включалась в работу на профессиональной постоянной основе. 39 народных избранников вошли в так называемый малый парламент. Другие, избранные преимущественно по административно-территориальным округам, продолжили совмещать депутатские обязанности с постоянной работой на местах.
По кирпичику – в прочный фундамент
Фарид Мухаметшин в начале 1995 года стал Премьер-министром Татарстана. Вновь он возглавил Госсовет в 1998 году. Председателем Государственного Совета Татарстана первого созыва был избран Василий Лихачев, который позже перешел на дипломатическую работу.
Исполнительная и законодательная ветви власти в одной связке приступили к формированию правового поля республики в составе обновленной Федерации. Госсовет первого созыва принял более двухсот законов, причем некоторые из них шли на опережение федерального законодательства, например Земельный кодекс.
В эти годы республикой был принят блок административных законов, определена собственная модель приватизации, которая обеспечила «мягкое» вхождение в рынок и уберегла республику от экономических перекосов, социальных волнений.
Разрабатывались закладывающие прочный экономический фундамент республики на много лет вперед законы такие как «О нефти и газе», «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан», «О свободной экономической зоне „Алабуга“. В социальном блоке законов, принятых депутатами первого созыва, – законопроекты «Об охране здоровья граждан», «О занятости населения», «Об охране окружающей природной среды», законопроект «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий».
Безусловно, историческим шагом вперед в развитии Татарстана стали принятие и последующая реализация уникальной в своем роде республиканской Программы ликвидации ветхого жилья.
Госсовет первого созыва учредил институт уполномоченного по правам человека, который сегодня успешно действует в республике и образовал Комитет парламентского контроля, который активно включился в работу законодателей. Члены комитета провели десятки серьезных проверок, рассмотрели сотни писем и заявлений граждан, трудовых коллективов. Вовремя принятые меры позволили вернуть в бюджет и внебюджетные фонды республики внушительную по тем временам сумму – почти 220 миллионов рублей.
Депутатский корпус активно набирал в своей деятельности обороты…