12 июня 1990 года первым Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Для обеспечения его политических, экономических и правовых гарантий декларация закрепляла полноту власти республики при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, верховенство Конституции и законов России на ее территории, исключительное право народа на национальные богатства.
Политическая весна и начало лета 1990 года в России и в нашей республике выдались богатыми на события. 18 апреля в Казани завершила работу первая сессия Верховного Совета ТАССР двенадцатого созыва. Напомним: его депутаты были избраны 4 марта одновременно с депутатами первого Съезда народных депутатов РСФСР, который стал исторически знаковым для союзных и автономных республик. И во многом предопределил, в частности, дальнейшее становление современной государственности Татарстана.
Союз равноправных
Впрочем, старт масштабным процессам задал еще первый Съезд народных депутатов СССР, прошедший 12–24 марта. Именно по его итогам была сделана попытка выравнивания статусов союзных и автономных республик. Образно говоря, было положено начало предстоящему «параду суверенитетов». В апреле был принят блок законов: «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик» и «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации».
Автономные республики впервые были поставлены в значительной мере в положение субъектов, равных с союзными республиками во взаимоотношениях с Союзом. Так, им предоставлялась возможность принимать участие на правах суверенных государств в заключении нового Союзного договора. Этими актами закреплялись гарантии политического, экономического и финансового суверенитета автономных республик.
Союзными законами закладывался договорный характер взаимоотношений между РСФСР и автономными республиками, входящими в ее состав. Что очень важно, последние приобретали значительную самостоятельность в определении их отношений с Союзом ССР. А Закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» предусматривал право проведения референдума по вопросу о выходе союзной республики из СССР. На этом же съезде были внесены изменения в Конституцию СССР об учреждении поста Президента СССР и, по сути, положен конец руководящей роли партии.
Мечты сбываются и не сбываются…
24 мая 1990 года народный депутат РСФСР и Председатель Совета Министров ТАССР Мухаммат Сабиров, выступая на первом Съезде народных депутатов РСФСР, поднял вопрос о повышении статуса автономной республики до союзного. Через двадцать дней он же представил съезду «Заявление группы депутатов от автономных образований». В нем в ответ на Декларацию о суверенитете РСФСР всем российским автономным республикам предлагалось включить в свои конституции положение о верховенстве законов автономных республик на своих территориях над законами Российской Федерации. Предлагалось также рассмотреть возможность принятия в конституциях автономных республик статьи о суверенитете конкретной республики вплоть до выхода из состава Федерации.
В те дни в республиках, краях, областях с тревогой и ожиданием следили за ходом политических форумов в Москве. Татарстан ожидаемо стал одним из активных участников этих процессов. Газета «Советская Татария» оперативно сообщала своим читателям «сводки» с места политических боев. Оперативные репортажи в номер по ходу первого Съезда народных депутатов РСФСР, открывшегося 16 мая, передавал из Москвы специальный корреспондент нашей газеты Юрий Николаев.
Журналисты невольно сравнивали атмосферу работы российского форума с первыми днями мартовского Съезда народных депутатов СССР. На первый взгляд, все повторялось, если иметь в виду перехлест эмоций, разброс мнений, очереди к микрофонам. Но бросались в глаза и различия. Именно по требованию съезда в его повестке обозначен вопрос о социально-экономическом положении Российской Федерации, другие важнейшие вопросы. Слишком сложной была социально-политическая ситуация в республике, слишком велик вес решений, которые предстояло принять депутатам, сообщал спецкор «Советской Татарии». Сами народные избранники многого ждали от этого съезда. Высказывались мнения, что «все силы сплотятся во имя суверенитета России». Говорилось о необходимости отмены «сверхцентрализованного управления», принятия продовольственной программы, создания свободных условий хозяйствования на селе.
«Север и юг, запад и восток – все смешалось в Большом Кремлевском дворце. Не столько о географических понятиях веду речь, хотя алфавитный порядок и усадил депутацию Татарии на периферию, на четвертый десяток рядов как раз между представителями Тамбовской и Ульяновской областей, – сообщает в одном из репортажей Юрий Николаев. – В неудобном пространстве наша депутация понемногу адаптировалась, а вот как политикам, набирающимся парламентского опыта, разобраться в подводных течениях происходящих событий, которые тоже дают о себе знать? Это вопрос. Уверен, им задается большинство депутатского корпуса России, обновившегося почти полностью».
Во второй день работы съезда был утвержден ключевой вопрос повестки дня, сдвинувший все остальные. Звучал он так: «О суверенитете РСФСР, новом союзном договоре и механизме народовластия». «Посмотреть со стороны, так за три дня работы ничего особенного не случилось, – информирует спецкор «СТ». – Дебатировались процедурные вопросы». Кстати, с первых же дней в работе органов съезда – мандатной, редакционной комиссий, секретариата – активно участвуют депутаты от Татарии – заместитель главного врача Лениногорской центральной районной больницы Е.Шарифуллина, начальник производственного объединения «Камгэс-энергострой» В.Ельцов, доцент Казанского университета С.Перуанский. Кроме того, наши парламентарии по ходу съезда организуют работу группы депутатов от автономий.
«Без сомнения, выступления депутатов продиктованы искренней болью за судьбу России, благими намерениями вернуть ей былую мощь и величие. Но иногда верх берет желание „осадить“ своего коллегу или же сработать на публику, – делится наблюдениями Юрий Николаев. – Когда накал страстей достиг такого градуса, что грозил взрывом, к микрофону подошел всегда спокойный М.Рокицкий, заведующий кафедрой Казанского мединститута. «Острота и несдержанность некоторых выступлений настораживает, – сказал он. – Я медик и боюсь, не пришлось бы мне и моим коллегам прямо здесь, в зале, заниматься своими профессиональными обязанностями. Каждый вправе выразить любое категоричное мнение, но делать это он все-таки должен в приличной форме».
Организационная сумятица первых дней, – анализирует спецкор «Советской Татарии», – дала кое-кому повод огульно обвинить некоторых депутатов в бескультурье. Не стал бы спешить с выводами. Причина неосторожных выражений, непродуманных шагов – любительский подход к многотрудной черновой депутатской работе».
Да, по материалам съезда заметно, что не все депутаты заранее готовились к нему. Иные народные избранники приехали чуть ли не в качестве гостей. И уже на месте начали оформляться в различные депутатские группы по территориальному, профессиональному и другим признакам. Но в итоге с сумятицей и волнением россияне справились. Депутаты, с которыми наш корреспондент беседовал в перерывах заседаний, говорили, что, обеими руками голосуя за суверенитет Российской Федерации, не могут не думать о суверенитете Татарии.
У каждой столицы – свои заботы
Но и в Казани не дремлют местные власти, обсуждая проблемы столичной жизни. 18 мая начала работу вторая сессия городского совета народных депутатов. И, как сообщает «Советская Татария», по некоторым пунктам повестки дня – в основном, оргвопросам – депутаты попросту не получили достаточной информации, чтобы составить определенное мнение. Дело дошло до того, что часть из них выразила недоверие мандатной комиссии. Ставились под сомнение и полномочия комиссии по соблюдению законности, социальной защите граждан и охране правопорядка. В итоге число воздержавшихся оказалось непривычно высоким.
Состав нескольких комиссий вообще пересмотрели, сообщает газета. Некоторые депутаты, взявшие на себя на первой сессии слишком большой объем обязанностей и включившиеся одновременно в работу двух-трех комиссий, сейчас более трезво подошли к оценке своих возможностей и вынуждены были просить об освобождении их от части обязанностей.
«В отдельный пункт повестки, – замечает «Советская Татария», – выделено заслушивание итогов работы комиссии по соблюдению законности, проверявшей порядок учета и распределения жилья в аппарате обкома КПСС и правомерность выделения квартир в престижных домах повышенной комфортности. Отмечено, что в условиях дефицита жилья в городе и при наличии 28 тысяч семей, проживающих в трущобах, практика получения работниками ОК КПСС и Совмина ТАССР, руководителями предприятий непомерно больших и комфортабельных квартир безнравственна и является грубым нарушением социальной справедливости». Вот так, не больше и не меньше…
От редакции: в следующих номерах нашей газеты мы продолжим рассказывать о самых интересных моментах истории становления новой государственности Татарстана.