Запад или Восток: трудный выбор России

Война на Донбассе: 365 дней противостояния мира старого – уходящего и наступающего, исторически нового эона (греч. аion – век). Каков исход схватки сил прошлого и будущего? Что предвещает «судьба-ведунья»: восход или закат Истории?.. Об этом – размышления нашего постоянного автора, профессора, заведующего кафедрой КазГУКИ, ректора Института культуры мира ЮНЕСКО Энгеля Тагирова.

information_items_10120207

Война на Донбассе: 365 дней противостояния мира старого – уходящего и наступающего, исторически нового эона (греч. аion – век). Каков исход схватки сил прошлого и будущего? Что предвещает «судьба-ведунья»: восход или закат Истории? Куда сдвинется человечество: к войне – последней или к миру – вечному? Каково место и роль России в эпоху разлома планеты?

Об этом – размышления нашего постоянного автора, профессора, заведующего кафедрой КазГУКИ, ректора Института культуры мира ЮНЕСКО Энгеля Тагирова.

Призрак войны

Перефразируя Маркса, есть все основания утверждать: не «призрак коммунизма», а призрак войны «бродит по Европе». Сквозь очертания седых времен «война всех против всех» возвращается на круги своя. Она, в сущности, никуда и никогда не уходила из поля нашего бытия, а лишь пряталась за кулисы истории. За все время существования человечества, сменяя друг друга, жило около 800 поколений. «Стаж» войны насчитывает свыше 4 тысяч лет, а передышка между ними – не более 300 лет.

Особенно кровожадным стал ХХ «век-волкодав», в рамках которого на алтарь исхода двух мировых войн в жертву принесено 120 млн человеческих жизней. Казалось, дьявол войны насытится и захлебнется в море людской крови. Но костры войн полыхают и в XXI – «веке разума». Шлейф войны не просто стелется по планете. Ее олицетворение – огненного цвета кентавр, впряженный в колесницу истории, – грозит сам ход времени развернуть в направлении от мира к войне. Югославия – Сербия, Афганистан, Ирак, Ливия, Сирия… Растет вал «горячих точек». Их уже больше шестидесяти. Одна масштабнее и зловещее другой.

«Украинский майдан», вышедший за контуры национальных границ, разжег костер буйства имперских идей в их фашистской ипостаси, начертил штрих-коды гипотетического Армагеддона. Из его преисподней вырвался всепожирающий огонь человеконенавистничества. Рефлексия прошлых обид и поражений, несостоявшихся проектов всемирного владычества, жажда мести и возвращения упущенных шансов на вседержавность – вот далеко не полный перечень мотивов тех, кто возжелал низвергнуть античную богиню мира Ирену и воздвигнуть на пьедестал победы бога войны Марса. Во имя его «умиротворения» был совершен очередной акт жертвоприношения: оборваны 50 тысяч человеческих жизней только на одном фронте современной войны – на юго-востоке Украины.

Но куда важнее увидеть в нем не очередной лишь эпизод людского «осатанения», а увидеть знак – примету более фундаментальной опасности – кода снижения коэффициента человечности, порчи гуманитарного кода человека, в котором бионачало пытается взять верх над его социо-культурным началом. Форма проявления этого явления – феномен мирозлобия. По данным ООН, только за один 2013 год, согласно социологическим опросам, человечество стало на 4 процента менее «миролюбиво».

Понятно, что Украина как эпицентр современного мирового гладиаторства еще выше подняла градус агрессивности. На этом рубеже человечество подошло к новой фазе всемирно-исторического противоборства между философией войны и мира, силами прогресса и регресса. На этой точке рождаются контуры новой геополитической карты мира. Здесь же должно завершиться «тысячелетие воинов» и начаться спасительный для мира процесс перековки «меча на орало». Ибо на смену войнам прошлого типа, которые не были способны погасить свечу Жизни, в дверь стучится война ядерная, способная «слизать» все живое на планете.

«Вздыбленность» позиции России на фоне такого исторического разлома и обостренного поиска новой модели мироустройства прочитывается как желание усадить членов «клуба мировой политики» за стол, где происходит «пересдача карт истории». В этом контексте вечный вопрос «куда мчится русская птица-тройка» обретает новый смысл. Остаться России, по П.Чаадаеву, «не только вне пространства, но и вне времени, выпавшей из исторического прогресса»? Прильнуть к Европе? Или повернуться лицом к Востоку? Вопрос, задевающий метафизический нерв страны, для нее судьбоносен.

Россия «выписывается» из Европы?

«Россия – Европа». Звонкая и знаковая формула, задававшая многие века алгоритм общемировых перемен с соответствующей архитектоникой международных отношений. Разрывы, возникавшие в ткани их взаимоотношений, не только создавали дискомфорт для взаимного самочувствия, но и накладывали проблемный фон на жизнедеятельность всего планетарного сообщества.

Соседствование – всегда трудное испытание. Хотя это, по концепции «глобальной деревни» Маршалла Маклюэна, естественная форма бытия человеческого рода. Из десяти тысячелетий существования цивилизации она проживала в «единой деревне». Но люди, войдя в азарт конкурентной гонки преуспевания, «пришпоривая» себя, теряли естественно-родовую традицию жить по законам соседствования. Поэтому приливы волн дружелюбия постоянно сменялись волнами вражды. 500-летняя история соседствования двух «сестер» – России и Европы – тому хрестоматийный пример. Он представлял собой уникальную лабораторию апробирования почти всех форм межцивилизационной коммуникации: войны и мира, эмбарго и режима благоприятствования, «санитарного» кордона и принципа «открытых дверей», санкционной и антисанкционной политики. Этапы доминирования концепции «взаимной мести» или «кто кого» не только тормозили, но и отбрасывали от уже достигнутых позиций. И, наоборот, политика равноправного сотрудничества и партнерства ускоренно двигала их в направлении прогресса. Но скажем прямо: импульсы в конкурентной борьбе «соседей» традиционно исходили от Европы как наиболее мощной и искушенной в этом плане цивилизационной величины. От европейских крестовых походов, продолжением которых явились две мировые войны двадцатого столетия, и до нынешнего нового натиска на Россию – такова историческая траектория эволюции амбиций Европы в ее стремлении к владычеству в духе англосаксонской традиции.

Вхождение Европы в полосу системного, общецивилизационного кризиса (прежде всего, гуманитарного, духовного, нравственного, демографического) превратило Европу в главный субъект западной санкциональной политики против России. Цель нынешней фазы «вытеснения» России из Европы в Азию – формирование новой европейской империи путем включения евразийских стран и народов в свое экономическое, политическое, идеологическое культурно-цивилизационное и оборонное пространство. Яростность, бескомпромиссность борьбы за Украину – признак фундаментальной деформации философии европейского мышления и геополитического действия. Программа «Восточное партнерство», нацеленная на создание Европейских Соединенных Штатов от Лиссабона до Владивостока, уже давно находится на марше. Современный мир движется к крупнейшему геополитическому разлому, напоминая прогноз Дж.Оруэлла: «Три громадные империи будут воевать между собой. Трансатлантическая, евразийская, в которой Россия и Китай будут вынуждены объединиться, чтобы противостоять натиску Европы, и халифат».

Итак, «Alea jacta est» – «жребий брошен». Как вести себя России? Чем и как ответить на политику «разделяй и властвуй», практикуемую со времен Римской империи? Втянуться в гонку «кто кого»? Но от этого удерживает необходимость учитывать судьбу СССР. К тому же разновелики, несопоставимы наши потенциалы.

Также непродуктивны и, более того, опасны вариации концепции «Россия – не Европа». Отгораживание, самоизоляция и отказ от европейского вектора духовных ценностей, европейского опыта системной модернизации, достижений культурных (Реформация, Ренессанс, Просвещение) и информационно-технологических революций (от печатного станка до Интернета) – равнозначно перекрытию кислорода для развития в ситуации национального и глобального кризиса.

Профессор, заведующий кафедрой КазГУКИ, ректор Института культуры мира ЮНЕСКО Энгель ТагировАльтернативой европейскому вызову может стать лишь движение к Европейскому Союзу. Речь идет не о капитуляции или сдаче национальных интересов во взаимоотношениях с ЕС, а об установке на включение страны в процесс евроинтеграции, заключения нового соглашения «Россия – ЕС». Это потенциальная почва сближения между двумя крупнейшими наднациональными корпорациями – Европейским и Евразийским союзами, которым и предстоит впервые практически связать Запад и Восток (от Нью-Йорка – Лондона и до берегов Тихого океана), создав тем самым единое, всечеловеческое общежитие. Президент России Владимир Путин, обосновывая идею «интеграции интеграций», констатировал европейский контекст Евразийского Союза как неотъемлемой части Большой Европы, «объединенной едиными ценностями свободы, демократии и рыночных законов». Важно понять: Европа – это не география. Это не страна или группа стран. Европа – это направление истории. Европа нужна России для общецивилизационного обновления и утверждения своего статуса равнодержавности, а Европе Россия нужна для обеспечения своей равноконкурентности с мировыми центрами силы, в том числе и США. Россию не сумеют «выдавить», она и сама не собирается «выписываться» из Европы.

Без гармонизации интересов по линии «Россия – ЕС» невозможно погасить огонь войны на Украине. «Днепровский порог» – это новая ступень испытания качества современной европейской культуры, а для России – ее «всечеловечности» .Достоевский), «духоподъемности» .Пушкин), способности быть «всемирным учредителем компромиссов» .Моисеев). Россия, «ровнем-гладнем разметнувшаяся на полсвета» .Гоголь), вобравшая в себя историческую широту штрихов – узоров судеб всего земного сообщества народов, простершая свои крылья над просторами Европы и Азии (двуглавый орел), уже в силу географическо-геополитической заданности приговорена нести ответственность за соединенность и сотрудничество всех составляющих планету частей.

Расправляющий плечи Восток

Россия – это страна «пути». Транзит – ее родовая примета. Она исторически прирастала за счет географической экспансии. Главные точки- пунктиры ее движения к империи – Казань, Сибирь, Тихий океан. Если матрица европейской, да и восточной цивилизации сшита из в целом однопорядковых культурных материй, то российская – из полярно противоположных начал – западного и восточного. По своей культуре Россия – страна западная, по ментальности – восточная. «Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы!» .Блок), «С Востока – свет, с Востока – силы» .Соловьев), «Исход к Востоку» .Савицкий) – длинный ряд сентенций подобного рода есть проявление азиатского инстинкта, устойчивой направленности российского мыслепотока с ориентацией на Восток – «встречь Солнцу». Отсюда экстремальность, запредельность, иррациональность стиля мышления и действия. Именно в силу иррациональности Россия часто ошибалась в выборе типов модернизации. До конца двадцатого столетия, за исключением советского варианта, все преобразования были реформами по западному образцу. Поэтому они отторгались на уровне психологии, ментальности. Только на рубеже нового столетия наступает черед реформ, обращенных по своей смысловой содержательности к возрождению восточных традиций.

Можно ли существовать одновременно в двух геополитических измерениях? Не опасно ли висеть над пропастью между двумя цивилизациями-конкурентами? Стоит ли рисковать, отдав предпочтение азиатскому вектору? Это вопросы волновали все поколения интеллектуалов, мыслителей России. И каждый раз судьба страны мыслилась ими в контексте ее евразийской вписанности. Но если для них Евразия была скорее метафорой, метаидеей, то сегодня тема евразийства – это тема ближайшей судьбы. Она впервые выходит из области мечтаний, утопии и мифологии, обретает силу «идеи – концепции», становится стратегической целью. И это оправданно. Прав и наш идеологический оппонент Збигнев Бжезинский: «Евразия является центром мира, и тот, кто контролирует Евразию, осуществляет контроль над всем миром». Действительно, значение Евразии, ее роль в мировых процессах являются определяющими. На этот регион приходится 75 процентов населения Земли, 60 процентов внутреннего валового продукта и 75 процентов энергетических ресурсов.

Быть центральным игроком в Евразийском пространстве – ноша для России архитрудная, рисковая, ибо на эту роль претендуют все мировые центры силы – США, Европа, Индия, Япония, Китай.

«Восток – дело тонкое». В геополитическом смысле – даже опасное, требующее переналадки всего философского строя мыслей и стратегических действий. Восток для России был всегда предметом соблазна. Но пробил исторический час Востока, и разворот к нему предопределен. Настала пора сменить местоположение России на Великой евразийской шахматной доске, где куется геополитический образ мира XXI века. И пробивает себе дорогу евразийская модель глобализации вместо прежней, западной. Сверхидея требует сверх-усилий. Она потребует широкоформатной модернизации петровско-екатерининского образца; резкого повышения качества государственного управления через смену типов элит; осуществления серии революций – интеллектуальной, нравственной, образовательной, научной, духовной. Вот перечень принципиальных действий, направленных на изменение представления о России как «застрявшей цивилизации», увязшей в колее исторических циклов, всегда заканчивающихся авторитарными откатами, страны, которую «умом не понять».

Предначертание России как оси коловращения истории в том, что она призвана стать стабилизатором отношений двух полюсов земли – Европы и Азии, миротворцем планеты, источником необоримого духа. Но это лишь одна из версий ее будущего. Многое зависит от понимания того, кто мы в мире и что мир представляет собой для нас.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще