Молдавские власти делают недружественные шаги в отношении России, забывая, что положение дел в стране во многом зависит от действий Москвы.
Недавно молдавские власти вместе с Украиной и Грузией подписали договор об ассоциированном членстве в Евросоюзе. Это сделано вопреки мнению большей части населения страны. Кишинев также запретил в прокате показ кинофильмов на русском языке. Все это, по всей видимости, вызовет ответные действия России.
Прокат кинофильмов в Молдавии оказался практически парализованным – население не знает английского языка, а кино на русском с недавнего времени в стране показывать запрещено. Как результат – кинотеатры посещает около 0,5 процента зрителей.
Но главной своей заслугой нынешние власти в Кишиневе, ориентирующиеся на вхождение в Евросоюз и в перспективе на объединение с Румынией, считают подписание соглашения с Евросоюзом об ассоциированном членстве в этой организации. Безусловным плюсом, который получили рядовые жители от этого шага, стала отмена визового режима со странами – членами Евросоюза. Однако этим положительные итоги ассоциированного членства исчерпываются. На другой чаше весов – те меры, которые может в ответ предпринять Россия и, вероятнее всего, в ближайшем будущем это сделает.
Дело в том, что до заключения договора с Евросоюзом Молдавия входила в зону свободной торговли стран СНГ. Это предполагало беспрепятственный доступ молдавских товаров на рынок в том числе стран Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан). Однако теперь в Молдавию беспошлинно хлынет поток товаров из Европы, и Россия полагает, что эти товары потекут через ее границы под видом молдавских, то есть без уплаты пошлины. И полагает небезосновательно. Уже зафиксировано, что в нашу страну под видом свекловичного поставлялся тростниковый сахар, который реэкспортировали поляки, купившие в Молдавии сахарные заводы.
С бирками южной республики в Россию начала поступать бельгийская колбаса, однако произошел конфуз – реэкспортеры, наклеив свои этикетки, забыли снять бельгийские.
Недавно произошел и вовсе курьезный случай – Молдавия решила отправить в Белоруссию 500 тонн шпика. Однако, если бы Кишинев решился пустить под нож все поголовье свиней, такого количества сала он не получил бы. В дело вмешалась Россия, и сделка была расторгнута. Москва недавно запретила поставки мяса из Молдавии.
Если Россия пойдет на жесткие меры, Кишинев может столкнуться с серьезными трудностями уже в ближайшее время. В Молдавии уродился неплохой урожай фруктов, но девать его будет некуда. Россия начнет предъявлять к молдавским продуктам такие же требования, что и к европейским, как пообещал уже первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов. Продукция в этом случае должна иметь сертификаты, а соответствующих лабораторий в Молдавии для проведения анализов нет.
В Европе же молдавские продукты, в частности вино, никому не нужны – рынок там давно поделен между своими, и прорваться туда даже при ведении крайне грамотной маркетинговой политики – дело сложное и требующее времени.
Всю «прелесть» исключения из зоны свободной торговли СНГ молдавские производители, вероятно, почувствуют осенью. Между тем 30 ноября в стране предстоят парламентские выборы – главное голосование по формированию власти. И его итоги будут в огромной степени зависеть от жесткости мер, которые предпримет Москва. А главная из них – даже не изменение режима торговли.
Всю «прелесть» исключения из зоны свободной торговли СНГ молдавские производители, вероятно, почувствуют осенью. Между тем 30 ноября в стране предстоят парламентские выборы – главное голосование по формированию власти
В России работает огромное количество гастарбайтеров из Молдавии, и большинство из них находится в нашей стране нелегально. Если российские власти начнут целенаправленно депортировать молдаван, отсылающих на родину немалые средства, Кишинев может получить крайнее возмущение людей со всеми вытекающими последствиями. Таким образом, даже став ассоциированным членом Евросоюза, Молдавия продолжает оставаться страной, положение в которой во многом определяется из Москвы. И от филигранных политических действий российской власти в таких условиях зависят дальнейшие отношения между Москвой и Кишиневом.