В марте этого года в состав Российской Федерации вошли два новых субъекта – полуостров Крым и расположенный на его территории, но имеющий статус города федерального значения Севастополь. В связи с этим предстоит решить множество проблем, среди которых и вопросы межнационального согласия среди населения полуострова. И здесь, безусловно, на одном из первых мест стоит проблема крымских татар.
Сначала история.
Крымские татары являются народом, сформировавшимся на территории полуострова в XIII—XVII веках. Их предками являются тюркские племена. Государство крымских татар — Крымское ханство – существовало с 1441 по 1783 год. В 1783 году полуостров вошел в состав России. Постепенно его начали заселять русские, украинцы, а также другие народности. В 1921 году была создана Крымская АССР в составе РСФСР. Государственными языками в ней были русский и крымско-татарский.
Во время Великой Отечественной войны Крым находился под немецкой оккупацией. После его освобождения местных татар и представителей некоторых других народов обвинили в сотрудничестве с фашистской Германией, и с полуострова были депортированы, по официальным данным, более 280 тысяч человек, в том числе 190 тысяч крымских татар. Они расселились в Узбекистане, Таджикистане, Казахстане и некоторых областях РСФСР.
В 1956 году многим депортированным народам разрешили вернуться на историческую родину, но крымские татары в этот список не попали. Это право они получили только во времена перестройки в 1989 году. Сегодня в Крыму проживают около 250 тысяч крымских татар.
В 1991 году на полуострове была создана система их национального самоуправления. Каждые пять лет проходят выборы парламента – курултая, который формирует исполнительный орган – меджлис. Его сегодня возглавляет Рефат Чубаров.
Крымские татары неоднозначно отнеслись к проведению референдума в Крыму о присоединении к России. Многие не ходили голосовать. Вместе с тем 29 марта на курултае в Бахчисарае крымские татары объявили о создании своей национально-территориальной автономии.
Для установления контактов с представителями этого народа в Крыму, как мы уже сообщали, неоднократно бывал Президент Татарстана Рустам Минниханов. В свою очередь делегация крымских татар побывала в Казани.
В Крым также приезжала делегация Госдумы, в составе которой были депутаты от Татарстана Марат Бариев и Ильдар Гильмутдинов. Вопросы об общей ситуации на полуострове, настроениях его жителей, встречах с представителями крымских татар мы задали депутату Госдумы, генеральному секретарю Олимпийского комитета России Марату Бариеву.
– Марат Мансурович, какова была цель вашей поездки?
– Мы хотели посмотреть, какие настроения у крымчан, как они относятся к перспективе вхождения в состав России, пытались объяснить социально-экономическую политику нашей страны по отношению к Крыму, ответить на многие вопросы, начиная с глобальных, заканчивая самыми приземленными, жизненными. А таких вопросов у жителей полуострова сегодня очень много. У кого-то сын служит на территории Украины, у кого-то дочь учится в киевском вузе…
Мы находились в Крыму перед референдумом о будущем полуострова и непосредственно в день проведения голосования. Занимались вопросами интеграции Крыма с Россией, в частности, начали изучать проблемы вхождения крымских спортивных федераций в состав спортивных федераций России. Также общались с представителями крымско-татарского народа.
– Как вам показалось, насколько положительно граждане Крыма в целом оценивали перспективу вхождения в состав России?
– 97 процентов граждан полуострова на референдуме проголосовали за вступление в состав нашей страны. Эта цифра обо всем говорит максимально красноречиво и не нуждается ни в каких комментариях.
– Как крымские татары отнеслись к референдуму?
– Мы побывали в Бахчисарае, где компактно проживает большая часть крымско-татарского населения. Если в среднем в Крыму явка на референдум составила 83 процента, то в Бахчисарае – 65,6.
– Чего хотят, какие цели преследуют, на ваш взгляд, крымские татары?
– Сегодня у крымско-татарского народа, на мой взгляд, идет процесс переосмысления многих позиций. Находясь в составе Украины, они боролись за реабилитацию своего народа, за признание их языка одним из государственных языков полуострова, за представительство во власти, за юридическое закрепление земель, на которых они поселились с нарушением украинского законодательства.
Сегодня Крым вступает в правовое поле России, и это повлияет на решение всех названных проблем. Как вы знаете, 21 апреля вышел указ Президента РФ о мерах по реабилитации в том числе крымско-татарского народа и государственной поддержке его возрождения и развития. У нас существуют законы о реабилитации депортированных народов, крымско-татарский язык будет в Крыму одним из государственных, руководство полуострова по рекомендации Президента Татарстана Рустама Минниханова приняло квоту в 20 процентов представительства крымских татар во власти. Принято решение, что вице-спикер парламента Крыма и вице-премьер Правительства будут из числа крымских татар.
Наиболее сложным является вопрос с землей. Но я считаю, что власти и России, и Крыма постараются максимально идти навстречу друг другу и в решении этой проблемы, хотя, возможно, оформить все сто процентов земель, на которых сейчас проживают крымские татары, в их собственность по объективным причинам будет невозможно.
– Как по-вашему, насколько однородны крымские татары по своим политическим взглядам, по видению будущего своего этноса?
– У них есть разные взгляды. Как я успел заметить при встречах, не все люди подчиняются меджлису. Раньше меджлис контролировал большинство, но постепенно многие вышли из-под его влияния. Есть те, кто позитивно относится к России, а есть люди, придерживающиеся противоположных и довольно радикальных взглядов. Думаю, с вхождением в состав России роль меджлиса будет уменьшаться, это уже наблюдается.
Настроения настороженности по отношению к России исчезнут, когда люди увидят, как можно жить в ее составе на самом деле.
– Вероятны ли, по вашему мнению, радикальные проявления со стороны части крымских татар?
– Слава богу, пока никаких серьезных провокаций, даже во время референдума, не было. Были непубличные попытки меджлиса не допустить участия крымских татар в голосовании, но ими все и ограничилось. По большому счету задача меджлиса – улучшить жизнь крымских татар, обеспечить их права, возможность влиять на принимаемые решения. В этом состоит и наша задача. И, надеюсь, лидеры меджлиса это рано или поздно поймут, что исключит любую основу для проявления экстремизма.
– Чем наша республика может сегодня помочь полуострову в целом и крымским татарам в частности?
– Одной из приоритетных задач на ближайшее время является нормальное проведение туристического сезона на полуострове. Надо учитывать, что основные доходы Крым получает от туристической отрасли. Надо направить на отдых сюда как можно больше людей.
Думаю, Татарстан мог бы помочь Крыму в части развития высокотехнологичной медицины, там она находится на достаточно низком уровне. Кроме того, полуострову нужно помочь в продвижении других современных технологий, в частности, в IT-области.
Нуждается в развитии и сельское хозяйство Крыма, у которого большой потенциал. Мы могли бы оказать помощь в строительстве современных зданий и сооружений. Точек взаимодействия много – последние двадцать лет полуостров практически не развивался и по современным понятиям довольно серьезно отстал.
С крымско-татарским народом у нас общие тюркские корни, похожие языки, традиции, обычаи. Нам необходимо развивать культурный обмен. У крымских татар существует своя жемчужина – Бахчисарайский дворец. Однако сегодня этот памятник нуждается в реставрации, и в этом татарстанцы тоже могли бы помочь – ведь мы имеем опыт реставрационных работ в Казанском Кремле, в Болгаре и Свияжске. От этого Крым стал бы еще привлекательнее, в первую очередь для посещающих его туристов.
Сегодня создается федеральная программа по развитию Крыма, в ней можно было бы прописать отдельной строкой участие Татарстана в отдельных проектах.
Население полуострова, в том числе крымские татары, должно увидеть ускоренное развитие своего региона, улучшение жизни во всех ее областях. Это и будет главным аргументом в пользу мирного и успешного развития Крыма в составе России.