В каком галстуке ходить руководителю поселения

День местного самоуправления – очень молодой праздник, в нынешнем году его отметили лишь второй раз. Дата 21 апреля была выбрана не случайно, именно в этот день в 1785 году была издана Жалованная грамота городам, подписанная Екатериной II, которая положила начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении. О проблемах и перспективах развития этого института народовластия мы побеседовали с председателем Совета муниципальных образований РТ Минсагитом Шакировым.

Автор статьи: Вероника АКИФЬЕВА

information_items_10111536

Стоит ли на федеральном уровне прописывать до мелочей деятельность муниципальных образований

День местного самоуправления – очень молодой праздник, в нынешнем году его отметили лишь второй раз. Дата 21 апреля была выбрана не случайно, именно в этот день в 1785 году была издана Жалованная грамота городам, подписанная Екатериной II, которая положила начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении. О проблемах и перспективах развития этого института народовластия мы побеседовали с председателем Совета муниципальных образований РТ Минсагитом Шакировым.

– Минсагит Закирович, в республике прошли ежегодные зональные обучающие семинары-совещания для руководителей муниципальных образований. Можно подвести какие-то итоги прошедших мероприятий? Какие вопросы волнуют муниципалов больше всего?

– Итоги мы подведем через год, когда они отразятся в повышении эффективности деятельности органов местного самоуправления. Зональные семинары – это в первую очередь учеба, перед которой мы делаем опрос муниципалов о том, в каких сферах накопилось больше всего вопросов, на которые им хотелось бы получить ответы. Обобщая желания большинства, готовим программу обучения совместно с Аппаратом Президента Татарстана. На этих совещаниях выступают представители исполнительной власти.

Конечно же, эти семинары носят совещательный характер, то есть «ученики» могут не просто слушать, а свободно задавать во время разговора волнующие их вопросы.

Проблемы, которые озвучивают муниципалы, сугубо практические. Некоторые носят локальный характер, какие-то присущи определенным территориям, а какие-то заботят всех. К примеру, в одном из районов работники прокуратуры требуют, чтобы в сельском поселении установили остановочную платформу, хотя там маршрутный транспорт толком-то и не ходит. С такой ситуацией мы еще ни разу не сталкивались, поэтому предстоит разбираться. Это как раз случай частного характера.

Отдаленные районы республики и поселения, которые сильно удалены от районных центров, очень интересует вопрос финансирования по горюче-смазочным материалам. Дело в том, что Минфин установил лимит пробега автомобиля 50 километров в день, и согласно этой норме выделяются деньги на бензин для всех муниципалитетов. Но есть поселения, которые находятся за 80 километров от райцентра. Есть районы, которые близко к Казани, есть –которые очень далеко. Тем не менее в столицу приходится ездить достаточно часто, а деньги всем выделяются одинаково. Все-таки в этом случае необходим дифференцированный подход. 

Имеется проблема, которая волнует всех муниципалов без исключения. Если раньше миграционный учет осуществляли сельские поселения, то с 1 января нынешнего года эти полномочия стали прерогативой миграционных органов. С одной стороны, хорошо, но, с другой, глава поселения должен знать, кто живет на его территории. Профилактику, связанную с недопущением межнациональных конфликтов, никто не отменял. А если руководитель муниципального образования не знает, кто живет на его территории, то как регулировать этот процесс? Тут пока нет ясности.

В целом могу сказать, что мы находим общий язык с министерствами и ведомствами по всем вопросам, заданным на зональных семинарах-совещаниях, и если на какой-то не удается ответить сразу, то он берется в дальнейшую разработку.

– С 1 мая вступает в силу технический регламент Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции», который запрещает селянам самостоятельно забивать скот и птицу для продажи, – теперь это можно делать только на специальных площадках. Насколько муниципальные образования республики готовы к реализации данного документа? Не возникнут ли в поселениях проблемы?

– Сначала проблемы будут, потому что даже на районном уровне в некоторых муниципальных образованиях нет забойных цехов. Если говорить в цифрах, то в республике 78 пунктов забоя скота, которые расположены примерно в тридцати районах, в остальных такие площадки отсутствуют. Разве там после 1 мая мясо перестанут употреблять? Не думаю.

С одной стороны, введение этого регламента позволит выполнять санитарно-гигиенические требования при разделке мяса, и ответственность за его качество будет лежать на забойных цехах. Удобно это и населению, если такая площадка находится недалеко. А если нужно ехать за несколько десятков километров, а разделать нужно только одного бычка? В этом случае ее использование становится невыгодным. Строить много таких забойных цехов по республике нерентабельно, поэтому есть вопросы, связанные с реализацией данного документа. Сейчас за это взялась потребкооперация в лице Татпотребсоюза, поэтому думаю, что со временем вопрос решится. Вообще, обсуждение этого документа идет уже целый год, и, конечно, хотелось бы, чтобы к 1 мая все муниципальные образования были готовы к введению данного регламента.

– На данный момент в регионах идет обсуждение поправок к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В частности, это сокращение полномочий на уровне сельских поселений, двухуровневая модель организации местного самоуправления в городских округах, установление единственного способа формирования представительных органов муниципальных районов. Какие из этих поправок было бы целесообразно принять, а какие нуждаются в дальнейшей доработке?

– Что касается единственного способа формирования представительных органов муниципальных районов, то именно эта модель, которую сейчас предлагают закрепить по всей России, реализована в Татарстане. Поэтому если данная поправка будет принята, на жизни нашей республики она никак не отразится. Но вот в других регионах могут возникнуть серьезные проблемы. Ведь нынешний закон предлагает хоть какую-то вариативность, а если ее не станет, то те субъекты, где выбрана другая модель, окажутся в незавидном положении, так как придется вносить изменения в региональное законодательство, в уставы муниципальных образований. Кроме того, зачем так жестко регламентировать эти вопросы на уровне федерального центра? У регионов и муниципалитетов должен быть выбор, нельзя всех причесывать под одну гребенку.

Полномочия сельских поселений предлагается уменьшить до тринадцати. Когда я сказал об этом на зональном семинаре-совещании, главы сельских поселений встретили новость аплодисментами. Хотя я не так воодушевлен этим, как они. Взять полномочия у поселений и передать их на районный уровень – это не решение проблемы. Потому что денег на реализацию этих полномочий нет ни на сельском уровне, ни на районном. Просто если сейчас наказывают за их неисполнение глав поселений, то потом будут наказывать руководителей исполкомов районов.

Если бы было финансирование, то можно решать эти вопросы и на сельском уровне. Кроме того, поселения разные, где-то пять тысяч человек проживают, а где-то всего двести. И реально первое муниципальное образование может решать большой круг вопросов, а второе, конечно, меньше. В законе же планируется установить очередную жесткую норму – только так, и все. Я считаю, что это в корне неверно. В федеральном законодательстве должны быть прописаны общие принципы местного самоуправления, а на деле уже становится все таким шаблонным, что осталось только прописать, в каком галстуке ходить руководителю поселения.

Самая революционная поправка – организовать внутригородские муниципальные районы. С одной стороны, это продиктовано благими намерениями приблизить власть к населению. К примеру, в Казани на пятьдесят тысяч граждан приходится один депутат городского совета. С другой – разделить городское хозяйство на районы очень сложно. Как делить канализацию, водоводы, газопроводы, энергосистему и все остальное? Такая модель использовалась в Пензе, и стало только хуже. Поэтому очень тщательно нужно подходить при принятии такого решения, как бы не разрушить то, что уже создано. В любом случае все эти поправки нужно очень хорошо проанализировать и доработать. Время на это есть, так как сейчас идет обсуждение в регионах, и, надеюсь, конечный вариант будет более демократичным. 

– Может, на уровне Казани стоило бы ограничиться созданием территориального общественного самоуправления?

– Столица работает в этом направлении, но тут важно не перегнуть палку. Самоуправление начинается с активности населения, находить таких активистов и стимулировать материально – дело муниципалитета. Но это длительный процесс, и здесь забегать вперед ради каких-то цифр и показателей не совсем правильно, так как можно дискредитировать саму идею самоуправления. Вообще, проблема развития местного самоуправления не связана только с деньгами. В первую очередь необходима активность самих граждан. На втором месте стоит наличие профессиональных муниципальных кадров, и только на третьем – финансирование.

– На одном из заседаний президиума Совета муниципальных образований в прошлом году поднимался вопрос о паспортизации гидротехнических сооружений. Как с этим обстоят дела сейчас?

– Процесс идет уже третий год, динамика положительная. На данный момент необходимо отремонтировать около трехсот гидротехнических сооружений. Ежегодно приводится в порядок около шестидесяти. На что выделяются деньги из федерального и республиканского бюджетов. Но уже назревает следующая проблема. Если плотины не поддерживать в нормальном состоянии, они опять придут в негодность. Данная часть проблемы пока не решена.

На паспортизацию объектов муниципалитеты находят средства сами, в частности, есть так называемые окрашенные деньги – платежи за негативное воздействие на окружающую среду, сорок процентов из которых поступает в бюджеты районов. С 2016 года процент этих поступлений в муниципальные бюджеты увеличится. Мы рекомендовали органам местного самоуправления деньги на паспортизацию гидротехнических объектов брать из этих средств. Конечно, в муниципальных бюджетах достаточно и других дыр, но регистрация плотин входит в первоочередные задачи, так как это прежде всего связано с безопасностью населения. Ну и, кроме того, только после паспортизации можно ставить вопрос о реконструкции гидротехнического сооружения и ее финансировании.

– Какие масштабные вопросы удалось решить за время деятельности Совета муниципальных образований?

– Мы работаем совместно с республиканскими органами государственной власти, федеральными контролирующими органами, с муниципалами. Конечно, лоббируем интересы муниципальных образований, но решение каких бы то ни было проблем – это совместная деятельность.

В свое время остро стоял вопрос с карьерами, когда сельские поселения не могли использовать щебень, который находится на их территории, на собственные нужды. Сейчас эта проблема решена.

Три года назад очень болезненной была ситуация с содержанием скотомогильников, теперь и она разрешена. Мы занимаемся в том числе вопросами, связанными с уровнем оплаты труда муниципальных служащих, социальными гарантиями, повышением престижа этой профессии. К примеру, Татарстан – единственный регион России, где награждают медалью за развитие местного самоуправления. Ежегодно проводятся конкурсы для муниципальных образований по пятнадцати номинациям. При поддержке Президента республики введены гранты для сельских поселений в размере миллиона рублей, по самообложению у нас самое прогрессивное положение в России.

Обновляется материально-техническая база муниципальных образований, уже практически все сельские поселения имеют свои автомобили – в рамках республиканского конкурса было выделено восемьсот машин. В минувшем году сельским поселениям дали дополнительно еще по одному компьютеру, это связано с тем, что им необходимо вести похозяйственные книги. Кроме того, оказываем бесплатно юридические услуги для муниципальных образований. В общем-то, многое делается… Хотя, конечно, нужно делать еще больше.

– Что для вас значит День местного самоуправления?

– Это значит признание в России муниципальной власти. В этом году он прошел в муниципалитетах более организованно. Работникам органов местного самоуправления хочу пожелать, чтобы эта деятельность приносила им не только зарплату, но еще и моральное удовлетворение и способствовала повышению качества жизни наших граждан.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще