Элита страны стала заложницей мифа, который сама и создавала у своих граждан в последние годы
Оппозиция на Майдане в украинской столице продолжает неуправляемые протестные действия. В этих условиях президент Янукович и его команда идут на беспрецедентные уступки, предлагая лидерам оппозиции возглавить правительство. Ситуация развивается настолько непредсказуемо, что многие эксперты заговорили даже о кровавом разделе Украины.
Лидеры оппозиции Виталий Кличко и Арсений Яценюк отказались войти в правительство, чего и можно было ожидать – брать в такой ситуации ответственность за то, как будут разворачиваться события, было бы крайне неосмотрительно. Тем более что, как выяснилось недавно, лидеры оппозиции вовсе не контролируют толпу на Майдане, которая действует, уже практически ни на кого не оглядываясь.
Россияне, наблюдающие за ситуацией на Украине, приходят в изумление: как во вроде бы цивилизованной и ментально близкой нам стране могут происходить события, больше напоминающие бессмысленный и беспощадный бунт, сметающий все на своем пути? Думается, на это есть свои причины.
После образования де-юре независимого украинского государства ему во что бы то ни стало надо было состояться и де-факто. Сделать это было непросто, учитывая, что население разных частей страны видело свое место в мире с совершенно разных, а то и взаимоисключающих позиций. Украинская государственность до сегодняшнего дня остается самой несостоявшейся на постсоветском пространстве. И в немалой степени из-за слишком тесных, взаимопроникающих связей с Россией. Понимая это, все ее лидеры пытаются дистанцироваться от большого и сильного соседа. Недаром считающийся самым пророссийским президентом Леонид Кучма написал книгу «Украина – не Россия», которая должна была стать идеологической подпоркой украинской государственности.
Таким образом, слишком тесного экономического взаимодействия с Москвой, вступления в Таможенный союз (Россия, Белоруссия, Казахстан) сегодня опасается, прежде всего, политическая элита, которая видит в этом угрозу своей неокрепшей государственности. Но существуют и экономические причины устремления Украины в Европу.
Не секрет, что сегодня в стране есть два наиболее мощных финансово-экономическо-политических сообщества – так называемые днепропетровское и донецкое. За последние годы к ним прибавилась группировка из окружения Виктора Януковича. И в этих сообществах существуют серьезные опасения – что в случае вступления в Таможенный союз они могут потерять свои активы, столкнувшись с более сильным российским бизнесом. Со стороны Европы угрозы своим капиталам крупный бизнес Украины не видит.
Таким образом, элита страны с выбором определилась. А чтобы быть поддержанной народом, в последние годы она вела усиленную проевропейскую пропаганду, главным постулатом которой стало следующее: как только Украина станет ассоциированным членом Европейского союза, все беды и проблемы быстро исчезнут. Сразу искоренится коррупция, появятся честность и прозрачность выборов, власть станет принимать разумные решения в пользу народа, исчезнет несправедливость в распределении общественного богатства. То есть страна заживет по европейским лекалам.
Таким образом, за последние годы элите страны удалось создать его величество Миф, которым сегодня живет большинство нации, в том числе и немалая часть пророссийски настроенного юга и востока страны – именно поэтому протесты против разгула Майдана выглядели здесь такими малоубедительными.
И сегодня очень многие на Украине и слышать не желают о том, что ассоциированное членство с Европой предполагает лишь экономические отношения, что откроются границы для европейских товаров и собственная продукция станет неконкурентоспособной, что гражданское общество без коррупции, несправедливости и воровства никто за украинцев, кроме них самих, не построит, и даже о том, что, например, такие страны, как Египет, Тунис, Мексика, ЮАР и даже Палестинская автономия, тоже имеют ассоциированное членство в Евросоюзе, но от этого не стали жить по европейским стандартам.
Долго и последовательно создававшая миф о всеобщем благоденствии в случае договора с Евросоюзом украинская власть в какой-то мере оказалась его заложницей и сегодня пожинает плоды своих же устремлений.
В то же время Россия, в понимании большинства граждан Украины, давшая кредит в 15 млрд долларов Виктору Януковичу, вступление в счастливую европейскую жизнь как минимум затормозила, а поэтому, как всегда, виновата.
Добавляют накала протестным выступлениям и западные денежные вливания – наивно думать, что тысячи нигде не занятых праздных людей приходят на Майдан как на работу каждый день, при этом не зная ни в чем нужды, лишь на деньги, собранные добровольными жертвователями внутри страны. Думается, на средства США и их союзники не скупятся – испуганные денежной помощью, оказанной Москвой Киеву, они решили во что бы то ни стало вырвать Украину из-под влияния России.
Наблюдая, что сегодня творится в столице Украины и других ее городах, невольно сомневаешься: а правильно ли сделала Россия, что предоставила многомиллиардный заем власти в Киеве? Может быть, для нас было выгоднее заключение договора между Европой и Украиной, дефолт Киева, последовавшие за этим экономические проблемы и осознание населением, что в действительности для него лучше и какой союзник выгоднее? К тому же ассоциированное членство в ЕС всегда можно прервать. Тогда за ту одну «битую» Украину можно было бы дать две сегодняшние «небитые».