Доклад министра экономики Мидхата Шагиахметова

На ваше рассмотрение представляется прогноз социально-экономического развития республики на среднесрочный период 2014–2016 годов. В рамках разработки прогноза проведена большая работа с министерствами, ведомствами, муниципальными образованиями и предприятиями республики.

information_items_10106800

На ваше рассмотрение представляется прогноз социально-экономического развития республики на среднесрочный период 2014–2016 годов.

В рамках разработки прогноза проведена большая работа с министерствами, ведомствами, муниципальными образованиями и предприятиями республики. Параметры прогноза рассматривались на зональных совещаниях, заседаниях комитетов Государственного Совета, парламентских слушаниях.

Я остановлюсь на характеристике наиболее важных внешних и внутренних факторов, которые положены в основу прогнозных оценок.

Прогноз разрабатывался в крайне сложной макроэкономической обстановке как на внешнем, так и на внутреннем рынках, в условиях замедления экономической динамики.

По оценке Международного валютного фонда, темпы мирового роста в 2013 году составят около 2,9 процента; не наблюдается существенных позитивных изменений в странах Еврозоны, которые являются основными торговыми партнерами республики.

Учитывая, что половина объема промышленной продукции республики направляется на экспорт, это означает, что для нас риском становится тенденция к снижению экспортных поставок по отдельным видам республиканской продукции.

Среди внутренних факторов следует отметить низкую производительность труда, замедление динамики потребительского спроса, рост издержек производства, вызванный увеличением цен на сырье, энергоносители и услуги естественных монополий. В совокупности с внешними факторами это оказывает негативное влияние на текущую экономическую ситуацию.

Аналогичная ситуация наблюдается и в стране в целом. Минэкономразвития России уже трижды пересмотрело прогноз и понизило темпы роста ВВП страны на 2013 год до 1,8%.

В Республике Татарстан в текущем году темпы роста ВРП снизились до 2,4%. Низкую динамику по сравнению с прошлым годом имеют промышленность, торговля, строительство. Аномальная засуха негативным образом повлияла на объемы производства в сельском хозяйстве. По нашим оценкам, данные тенденции сохранятся и в 4 квартале текущего года.

В целом по итогам года мы ожидаем, что объем валового регионального продукта составит 1 триллион 520 млрд рублей при темпах порядка 2,3%.

Текущие условия требуют выработки дополнительных мероприятий по созданию условий для стимулирования экономического роста. С этой целью совместно с министерствами и ведомствами республики подготовлен ряд новых мероприятий для включения в Программу социально-экономического развития нашей республики. По соответствующему проекту закона в настоящее время завершается процедура согласования, после чего он будет в установленном порядке внесен в Государственный Совет республики.

Снижение основных показателей социально-экономического развития не могло не отразиться на среднесрочных прогнозах.

В текущем году формирование прогноза осуществлялось в информационно-аналитической системе «Социально-экономическое развитие Республики Татарстан» в модуле прогнозирования. Внедрение данной системы направлено на повышение эффективности нашей работы и качества прогнозов.

При разработке прогнозных показателей были учтены тенденции, о которых я сказал выше, и сценарные условия развития российской экономики, в соответствии с которыми рост ВВП России прогнозируется в 2014 году на уровне 3% на фоне умеренного восстановления мировой экономики.

В среднесрочной перспективе с учетом сложившейся ситуации, планов развития основных отраслей, предприятий и муниципалитетов республики, исходя из сценарных условий развития страны, мы прогнозируем темпы роста ВРП на уровне 4,2% в 2014 году.

В разрезе муниципальных образований основной вклад в ВРП по-прежнему будут вносить Казань, Набережные Челны, Альметьевский и Нижнекамский районы.

Уважаемые депутаты!

Отдельно остановлюсь на прогнозах развития ключевых секторов экономики, которые будут определять динамику ВРП в среднесрочном периоде.

Прежде всего это промышленность, на долю которой приходится более 42% ВРП.

В последние месяцы текущего года в промышленности наблюдается некоторое оживление. С учетом текущих тенденций и планов развития наших крупнейших предприятий в 2014 году индекс промышленного производства прогнозируется на уровне 104,6%.

Традиционно основной вклад в промышленности будет обеспечен предприятиями нефтехимии и машиностроения.

С учетом ввода в промышленную эксплуатацию объектов, созданных в рамках крупнейших инвестиционных проектов, предприятиями нашей республики прогнозируется увеличение объемов производства нефтехимической продукции, легковых автомобилей, а также ряда новых видов продукции.

Другим сектором экономики, который вносит значительный вклад в рост ВРП, является торговля. Динамика розничного товарооборота в среднесрочной перспективе прогнозируется на уровне более 5%.

В сельском хозяйстве, по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия республики, учитывая низкую базу 2013 года, объем продукции в 2014 году прогнозируется на уровне 155 млрд рублей при темпах роста 105%.

Принимая во внимание высокую закредитованность сельскохозяйственных предприятий, можно сказать, что сегодня первоочередной задачей становится повышение эффективности производства, которая в настоящее время достаточно низка. При текущих ограничениях необходимо, чтобы расходы в сельском хозяйстве были максимально производительными.

В строительном комплексе темпы роста в 2014 году прогнозируются на уровне 5%. Эта динамика, по данным Министерства строительства архитектуры и ЖКХ республики, должна быть обеспечена прежде всего реализацией инвестиционных проектов наших крупнейших предприятий, инфраструктурных проектов, а также программы жилищного строительства.

Ежегодно в жилищной сфере предусмотрен ввод порядка 2 миллионов 400 тысяч  м² етров жилья, в том числе порядка 400 тысяч  м² етров – по социальной ипотеке.

Кроме того, одним из перспективных способов решения жилищной проблемы является развитие рынка арендного жилья. Как вам известно, Президент Рустам Минниханов подписал соответствующий указ, который вступил в силу с 1 октября текущего года.

Программой развития рынка арендного жилья предусматривается рост к 2016 году объемов ввода арендного жилья до 420 тыс. кв. метров.

В настоящее время в соответствии с указом Президента республики необходимо завершить разработку и принятие правовых актов по вопросам строительства, предоставления и использования арендного жилья.

В текущих условиях, когда докризисные факторы роста экономики практически исчерпаны, важнейшими задачами являются привлечение инвестиций и более эффективное использование ресурсов.

В первом полугодии текущего года объем инвестиций в основной капитал превысил 175 млрд рублей, что выше уровня аналогичного периода прошлого года.

Вместе с тем наблюдается значительная дифференциация в объемах привлеченных инвестиций по муниципальным образованиям республики. Районы развиваются в основном за счет региональных и федеральных программ или отчитываются инвестициями крупных «якорных» предприятий.

В разрезе видов деятельности наибольший объем – почти треть инвестиций – приходится на обрабатывающие производства, порядка 20% – на операции с недвижимым имуществом, порядка 13% – на добычу полезных ископаемых.

В структуре источников финансирования инвестиций наблюдается увеличение доли заемных средств.

По данным Национального банка республики, с начала года кредиты экономике выросли
на 7%.

В текущих экономических условиях привлечение кредитных ресурсов в определенной степени может стать серьезной долговой нагрузкой на бюджеты предприятий.

Учитывая текущие риски на международных рынках капитала, связанные с увеличением стоимости кредитных ресурсов, можно сказать, что это может привести к дальнейшему увеличению себестоимости и сокращению основного источника финансирования инвестиций – прибыли.

В текущем году прибыль составила 97,7% относительно уровня прошлого года. При этом около 22% предприятий республики остаются убыточными, размер полученного ими убытка по сравнению с 8 месяцами прошлого года вырос в 1,3 раза.

Еще раз хочу обратить внимание руководителей и собственников убыточных предприятий на необходимость реализации комплекса мероприятий по повышению эффективности своей работы.

С предприятиями, допустившими снижение прибыли или рост убытков, в Республике Татарстан ведется системная работа как на уровне балансовых комиссий в отраслевых министерствах, так и на уровне межведомственных рабочих групп. Кроме того, на сегодняшний день по результатам налоговых проверок Управления налоговой службы по Республике Татарстан сумма убытков снижена почти на 2 млрд рублей; по результатам аналитической работы уточнены обязательства предприятий и снижена сумма убытка на 3,6 млрд рублей.

В целом по итогам 2013 года мы прогнозируем прибыль в сумме 222 млрд рублей, в 2014 г. – в сумме 236 млрд рублей.

В условиях ограниченности собственных источников финансирования возрастает роль прямых инвестиций, в том числе иностранных, вместе с которыми привлекаются высококвалифицированные специалисты, повышается деловая активность, создаются конкурентоспособные производства на основе передовых инноваций и технологий.

На сегодняшний день ключевым центром притяжения иностранных инвестиций остается ОЭЗ «Алабуга». Сегодня здесь зарегистрировано 39 резидентов с общим заявленным объемом инвестиций более 100 млрд рублей. К 2016 году в ОЭЗ планируется привлечь более 70 компаний-резидентов с объемом инвестиций до 200 млрд рублей.

Наряду с развитием ОЭЗ «Алабуга» и реализацией масштабных инфраструктурных проектов в прогнозируемом периоде основной объем инвестиций должен быть обеспечен капиталовложениями наших крупнейших предприятий.

Вместе с тем для достижения запланированных темпов необходима активизация работы по улучшению делового климата в республике.

В рамках работы по повышению инвестиционной привлекательности особое внимание уделяется эффективности мер государственной поддержки инвесторов. Нельзя допускать ухудшения условий ведения бизнеса, но при этом и сами инвесторы должны исполнять свои обязательства, закрепленные в договорах о реализации проектов.

Повышению эффективности бюджетных расходов должно способствовать и совершенствование системы государственного и муниципального заказов.

Как вам известно, с 1 января 2014 года вступает в силу новый Федеральный закон «О контрактной системе». Существенным элементом нового закона о контрактной системе является обязательное общественное обсуждение, планирование и мониторинг закупок.

Республика Татарстан определена пилотным регионом по апробации его отдельных механизмов. Ключевыми задачами в настоящее время является адаптация действующей в республике системы госзаказа в соответствии с нормами 44-го федерального закона, а также подготовка и обучение соответствующих кадров.

Внедрение новой системы должно способствовать повышению прозрачности системы госзаказа, увеличению эффективности бюджетных расходов и в конечном счете – развитию конкурентной среды и улучшению условий ведения бизнеса для малых и средних предприятий.

Малый и средний бизнес быстрее адаптируется к изменяющейся среде и обеспечивает занятость для значительной части населения, что особенно актуально в текущей ситуации.

Сегодня на этот сектор приходится 24% производимого в республике ВРП. При этом основная часть оборота малого и среднего бизнеса в республике приходится на сферу торговли – более 50%. Доля промышленности в этом секторе не превышает 16%, тогда как в развитых странах этот показатель достигает 25%.

Вместе с тем от уровня развития малого и среднего предпринимательства в реальном секторе во многом зависит устойчивость экономического роста в среднесрочной перспективе.

В этой связи в текущем году мероприятия по стимулированию развития предпринимательства ориентированы в первую очередь на «производственный» бизнес. В частности, реализуется ряд программ финансовой поддержки ( «Лизинг-грант», «Инновации и технологическая модернизация», компенсация затрат на техприсоединение, кластерные гранты).

Еще одно важнейшее направление – создание и развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства. В республике есть ряд примеров успешно функционирующих технопарковых структур. В настоящее время в рамках исполнения поручения Президента Рустама Минниханова реализуется концепция создания промышленных парков в муниципальных образованиях нашей республики. Среди формируемых промышленных площадок можно выделить Тюлячинскую, Сабинскую, Заинскую, Елабужскую и ряд других, показывающих позитивные темпы роста.

В 2014 году объем производства резидентов технопарковых структур прогнозируется на уровне более 84 млрд рублей.

В целом реализация перечисленных направлений должна способствовать увеличению вклада «производственного» бизнеса в развитие малого и среднего предпринимательства.

Важнейшим фактором экономического роста является наращивание экспорта несырьевых товаров. Данный показатель в соответствии с Программой социально-экономического развития республики к 2016 году должен увеличиться с текущих 26% до 30% от объема промышленного производства.

Основу несырьевого экспорта республики составляет продукция нефтехимии и машиностроения, имеющая потенциал роста. Для этого необходимо использовать все преимущества и возможности ВТО как по снижению торговых барьеров для наших экспортеров, так и по защите внутреннего рынка.

С 1 сентября произошло очередное снижение импортных пошлин на ряд товаров. Среди них те, которые производятся в республике.

Нашим товаропроизводителям необходимо научиться работать в условиях ВТО и использовать допустимые инструменты защиты своих интересов. Значительный объем этой работы связан с нормативным регулированием и требует принятия законодательных актов на федеральном уровне. Учитывая, что Государственный Совет республики обладает правом законодательной инициативы, нашим отраслевым министерствам при поддержке депутатов Госсовета, среди которых немало руководителей крупнейших предприятий, необходимо активизировать работу в этом направлении с федеральным центром и соответствующими институтами.

Основным фактором повышения конкурентоспособности в условиях ВТО должно стать внедрение новых технологий и повышение производительности труда. Эта задача определена в качестве приоритетной и на федеральном уровне.

В настоящее время в республике реализуется Программа повышения производительности труда. В программе содержатся рекомендации по анализу «узких» мест и повышению операционной эффективности. На основе этих рекомендаций на каждом предприятии должен быть разработан собственный комплекс мероприятий по повышению производительности труда. Сегодня в республике, как и в стране в целом, динамика производительности труда в 2 раза отстает от роста зарплаты. Однако в текущих условиях многие предприятия начинают более взвешенно подходить к увеличению расходов на оплату труда. В среднесрочном периоде прогнозируется более жесткая привязка темпов роста реальной заработной платы в производственном секторе к темпам роста производительности труда.

Доля фонда заработной платы в ВРП останется примерно на уровне текущего года – порядка 28%.

Росту зарплаты в бюджетной сфере будет способствовать реализация майских указов Президента Российской Федерации. Кабинетом Министров принято распоряжение, предусматривающее поэтапное увеличение заработной платы всех категорий работников бюджетной сферы до утвержденного уровня. Отраслевыми министерствами реализуются соответствующие «дорожные карты».

Темпы роста реальных доходов населения прогнозируются на уровне 5–6%.

Таковы основные параметры прогноза социально-экономического развития республики на среднесрочную перспективу.

Мы понимаем, что прогноз несет в себе некоторые риски, в основном связанные с внешними факторами. Вместе с тем, для достижения прогнозируемых параметров необходима серьезная скоординированная работа всех органов власти и бизнеса по повышению эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции и ее продвижению на новых рынках.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще