Проект закона «О бюджете Республики Татарстан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» внесен Президентом в Государственный Совет Республики Татарстан в установленные сроки. Структура и перечень материалов соответствуют положениям Бюджетного кодекса.
Данный законопроект обсужден на Комитете по бюджету, налогам и финансам.
Говоря о характеристике Бюджетного послания в целом, отмечу, что проект бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов основан на послании Президента Республики Татарстан Государственному Совету.
Среди качественных характеристик мы отметили, что в проекте бюджета сохранена социальная направленность. Объем средств, направляемых на финансирование социально-культурной сферы, составит 69% от общего объема расходов.
Среди особенностей, характеризующих проект бюджета, хочу отметить ряд принципиальных позиций:
– во-первых, в отличие от проекта Федерального бюджета, сокращающего текущие расходы социальных учреждений на 5%, в бюджете Татарстана эти параметры удалось сохранить без сокращения;
– во-вторых, проиндексированы в меру инфляции все социально значимые и первоочередные расходы бюджета; безусловно, учтено повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в соответствии с майскими указами Президента Российской Федерации. И, как уже отмечалось в докладах министров экономики и финансов, усилена социальная направленность бюджета с включением в него реализации государственных целевых программ, а также социальных мероприятий, начатых в предыдущие годы.
Параметры бюджета были внимательно рассмотрены на зональных совещаниях, парламентских слушаниях, комитетах Государственного Совета. Анализ предложений и мнений свидетельствует о том, что в целом Бюджетное послание Президента, направленное на усиление социальной направленности и сохранение инвестиционной составляющей, большинством депутатов поддерживается.
В ходе обсуждения бюджета поступило много предложений, направленных на решение конкретных задач, связанных с финансированием социальных объектов и мероприятий. Все вопросы и предложения обобщены и направлены в Правительство республики для работы в течение финансового года.
Сегодня мы медленно, но верно движемся к программному бюджету. Я хотел бы порекомендовать коллегам искать решение своих задач в отраслевых программах профильных министерств. Также немаловажно иметь в виду то, что решение многих вопросов зависит от возможностей доходной части бюджета.
Мы с вами должны учитывать, что прогнозные показатели, озвученные сегодня министром экономики и отмеченные Премьер-министром на парламентских слушаниях, еще более напряженные, имеют большую долю рисков, чем те, которые были при формировании бюджета 2013 года.
Проект бюджета на 2014–2016 годы основывается на факторах сдерживания роста основных показателей социально-экономического развития республики в текущем году.
Комитет отмечает, что при разработке прогноза социально-экономического развития республики и проекта бюджета выбран умеренно-оптимистичный вариант сценарных условий, снижение цен на нефть, снижение инфляции до 5% в год, умеренное восстановление мировой экономики.
Все мы знаем, что в последние годы формирование прогнозов происходит в условиях, во-первых, вступления России в ВТО; во-вторых, ослабления внешнего спроса и замедления экономического развития в ряде ведущих стран.
Напомню, что половина объема промышленной продукции республики направляется на экспорт. При этом риски возрастают.
Темпы роста ВРП в текущем году снизились по сравнению с прошлым годом более чем в 2 раза. И тенденция, я думаю, на будущий год останется.
Соответственно, определенными рамками ограничиваются объемы мобилизуемых доходов, и при одновременном увеличении социальной направленности бюджета в результате мы получаем достаточно значительный по объему бюджетный дефицит. В 2014 году он составит более 5 млрд рублей, в 2016 году превысит 12 млрд рублей.
Комитет при обсуждении проекта закона много внимания уделил тому, как мы будем покрывать дефицит. В этих условиях особенно важным является прошлогоднее решение на федеральном уровне о реструктуризации задолженности республики перед федеральным бюджетом. Это упрощает нам обслуживание дефицита, но не позволяет привлекать на по-
крытие дефицита заемные средства.
Хотим обратить внимание, что сохраняется инвестиционная составляющая бюджета. Это позволит нам дальше участвовать во всех федеральных программах, так как участие в них – это реальный и стабильный способ решения задачи расширения бюджета развития на 2014 год.
Кроме того, депутатами обсуждалась проблема убыточных предприятий, их количество в республике достаточно стабильно и, к сожалению, в последние годы не сокращается. Помимо фискальных методов, связанных с балансовыми комиссиями, надо приложить усилия и сформировать специальные программы по переформатированию площадок. У нас есть хороший опыт и с «Химградом», и с технопарками.
Основные риски у нас в доходной части бюджета. Пока нам не удается должным образом повысить удельный вес малого бизнеса в нашей экономике, и очень медленно падают налоговые задолженности.
Кроме того, максимально должна быть повышена эффективность бюджетных расходов на основе грамотной организации государственных закупок, проведения торгов, внедрения так называемых «эффективных контрактов» в бюджетной сфере, повышения качества оказываемых государственных и муниципальных услуг, соблюдения финансовых нормативов и норм во всех отраслях бюджетной сферы, сокращения аппарата управления государственных и муниципальных служащих. Без такого комплекса мер мы стабильно не сможем выполнить бюджет, у нас появятся дополнительные риски.
Завершая выступление, отмечу, что в целом проект бюджета Республики Татарстан на 2014–2016 годы ориентирован на обеспечение макроэкономической стабильности, нацеленности расходов бюджета на конечные результаты, поддержку инноваций в повышение качества «человеческого капитала» и координацию долгосрочного стратегического и бюджетного планирования.
На законопроект имеются заключения Счетной палаты, правового управления аппарата Государственного Совета, Прокуратуры и Общественной палаты.