Ценой больших усилий России удалось убедить США и их союзников не вмешиваться в сирийский конфликт
Вооруженный конфликт в Сирии по-прежнему далек от своего завершения, недавно в него вмешалась новая сила – шииты из Ирака. Между тем, несмотря на неопределенность исхода этой войны, уже сегодня совершенно очевидно: Россия одержала на «сирийском фронте» убедительную дипломатическую победу над США и другими членами НАТО.
В Сирии происходит то, чего изначально более всего опасались эксперты – в конфликт втягиваются ее соседи и даже страны из других регионов. Причиной этому по-служило то, что вооруженные столкновения приняли характер войны между приверженцами разных течений ислама – суннитами и шиитами. Если суннитов поддерживают монархии Персидского залива – Саудовская Аравия, ОАЭ и Катар, то за шиитов выступает прежде всего Иран и другие страны, в которых проживают приверженцы этого течения. И та, и другая стороны поставляют воюющим противникам вооружение и деньги, что является залогом того, что конфликт будет иметь затяжной характер.
Подтверждением этому стала и мобилизация шиитов, проживающих в Ираке. В основном это молодые люди, которые поддались на призывы поддержать своих «братьев» в Сирии после того, как суннитские радикалы атаковали один из пригородов Дамаска, где находится известная святыня — усыпальница дочери основателя шиитского учения Али ибн Абу Талиба. Также в сирийской провинции Дейр-эз-Зор повстанцами были убиты шестьдесят шиитов, выступавших в поддержку действующего президента Башара Асада. Это всколыхнуло шиитов Ирака, и их вооруженные отряды отправились в Сирию воевать на стороне официального Дамаска.
Это не замедлило сказаться на боевых действиях. Иракские добровольцы в ходе кровопролитных боев выбили повстанцев из двух важных пригородов Дамаска. При этом в рядах сирийской оппозиции заговорили о «колоссальных потерях личного состава» и «снайперском огне невиданной силы».
Сегодня очевидно: единственное, что могло бы смести режим Башара Асада, это вмешательство извне. И в какой-то момент такая развязка была очень близка. Однако здесь свою волю, настойчивость и последовательность показала Россия.
- Западу не сразу, но после многих аргументов, представленных Москвой, стало понятно, что в случае свержения нынешней власти в Дамаске страна окажется в руках радикальных исламистов, связанных с Аль-Каидой
В ходе долгих и порой довольно горячих дискуссий на разных уровнях нашим дипломатам наконец удалось доказать США и их союзникам пагубность вмешательства в сирийский конфликт на стороне оппозиции. Западу не сразу, но после многих аргументов, представленных Москвой, стало понятно, что в случае свержения нынешней власти в Дамаске страна окажется в руках радикальных исламистов, связанных с Аль-Каидой, а Сирия может стать той «черной дырой», где дислоцируются и проходят подготовку боевики этой организации. К тому же Москва сделала еще один очень сильный ход – предложила взять сирийское химоружие, служившее предлогом для внешнего вмешательства, под международный контроль.
По мнению большинства как западных, так и российских наблюдателей, это стало серьезнейшей дипломатической победой Москвы за последние годы. И весь мир, внимательно наблюдающий за развитием ситуации вокруг Сирии, эту победу оценил по достоинству. Многие эксперты заговорили в то же время о позорном поражении Барака Обамы, но, думается, это как раз тот случай, когда проигравших в споре нет – победу одержал элементарный здравый смысл.
Таким образом, Москва, уступив и поддавшись на уговоры и заверения США и их союзников в случае с Ливией, оказалась тверда в отстаивании своей логичной, понятной, а потому и крайне убедительной позиции в ситуации с Сирией. И как бы ни завершился конфликт в этой стране, Россия как крупный и влиятельный международный игрок, обладающий немалым внешнеполитическим потенциалом, очень серьезно прибавила в весе в глазах всего мира. Москва еще раз показала, что абсолютно самостоятельна в своей внешней политике. А такую «роскошь» сегодня не может себе позволить абсолютное большинство государств, включая те, которые принято называть постиндустриальными и высокоразвитыми.