Вчера в казанском Доме ученых прошла пресс-конференция кандидатов в депутаты Госсовета Татарстана от регионального отделения Партии российских регионов (ПРР). Она – новичок на политической арене Татарстана, как, впрочем, и другие партии, поскольку выборы в Госсовет РТ по партийным спискам проводятся впервые. И все же до сих пор о ПРР известно у нас было мало. Разве только то, что она выступила одним из учредителей избирательного блока “Родина” по выборам депутатов в Государственную Думу РФ 2003 года. А между тем партия существует с 1998 года, и возглавляет ее довольно известный российский государственный деятель Юрий Скоков, занимавший в период “раннего Ельцина” посты заместителя Председателя Правительства РСФСР, секретаря Совета по делам Федерации и секретаря Совета безопасности РФ. Правда, в избирательном цикле 1999 – 2000 годов партия эта ничем заметным себя не проявила.
Сенсационный успех избирательного блока “Родина” на последних думских выборах дал шанс партиям-учредителям и их руководителям занять свою нишу в политическом спектре страны. Но впечатление от этого успеха быстро оказалось смазанным из-за скандального “развода” сопредседателей блока Сергея Глазьева и Дмитрия Рогозина. Камнем преткновения стала необходимость ясного позиционирования на предстоящих в марте выборах Президента России. С.Глазьеву, как кандидату в президенты, для получения пристойного результата голосования необходима мобилизация всего протестного электората и, стало быть, жесткая оппозиция действующему Президенту. Далеко не все в разношерстной думской фракции “Родина” готовы к такой конфронтации. В частности, Д.Рогозин всегда заявлял о себе как об активном стороннике В.Путина. Как раз на этой неделе в Москве проходят съезды партий, учредивших избирательный блок “Родина”, которые и должны окончательно определить их позиции на президентских выборах.
Список регионального отделения ПРР возглавляют известные в республике люди. Первым номером идет Юрий Прохоров – председатель Республиканского комитета профсоюза работников образования и науки, вторым – депутат Госсовета РТ Ренат Харисов. Под третьим номером значится председатель совета регионального отделения ПРР, директор оздоровительного комплекса Камского государственного политехнического института Эдуард Жижимов, который стоял у истоков создания этой организации.
Первым тезисом, который был озвучен Э.Жижимовым на пресс-конференции, оказалось партийное сожаление об отсутствии механизма реализации ежегодных посланий Президента России. Они, по мнению Э.Жижимова, содержат много полезного и конструктивного, но все это остается лишь на бумаге. Уже из этого тезиса понятно, что о конфронтации ПРР с Президентом речь не идет. Возможны только действия по исполнению президентских пожеланий.
Зато свежестью повеяло от второго тезиса, предполагающего социальную ответственность власти перед народом. Оказалось, что партией подготовлен ряд законопроектов, расписывающих количественные и качественные показатели уровня жизни населения. Вот за выполнение этих показателей и должна будет в будущем отчитываться исполнительная власть. В третьем тезисе “Законодательное закрепление государственной молодежной политики”, видимо, сказались родовые корни партии. Ведь учреждена она была, как сказано в пресс-релизе, активистами Российской ассоциации профсоюзных организаций студентов вузов. Специально выделяя вопрос о государственной молодежной политике, партия, вероятно, рассчитывает привлечь на свою сторону политически инертную молодежь.
В преамбуле программных тезисов ПРР к выборам в Госсовет РТ записано, что партия “занимает истинно левые, социал-демократические позиции, защищает интересы широких слоев народа”. Стало быть, в Татарстане ПРР намерена играть на традиционном электоральном поле коммунистов. Вопрос о том, как партия намерена преодолеть стереотип традиционной консолидации обездоленной части общества вокруг красных знамен, участников пресс-конференции не смутил. По их мнению, КПРФ на последних думских выборах дискредитировала себя сотрудничеством с олигархами, и трудовой народ от нее отвернулся. К тому же татарстанские коммунисты не смогли преодолеть многолетний раскол и идут на выборы в Госсовет двумя колоннами. Все эти выводы, возможно, и не лишены смысла. Однако рассчитывать, что люди, которые много лет подряд голосовали за коммунистов, вдруг разом перекуются в социал-демократов, по меньшей мере, наивно. Скорее, может произойти другое. Избиратели просто растеряются от обилия предложений на левом краю политического спектра и, не сильно вдаваясь в суть разногласий между составляющими его партиями, каким-то образом между ними поделятся.