Они сражаются за “Родину”

Раскол в блоке “Родина”, неизбежность которого легко было предсказать, можно считать состоявшимся.

Автор статьи: Игорь КОТОВ

Раскол в блоке “Родина”, неизбежность которого легко было предсказать, можно считать состоявшимся. Ранее основную часть “Родины” составляла Партия российских регионов. Теперь на базе блока создана общественная организация “Народно-патриотический союз “Родина”, ее единоличным лидером избран Сергей Глазьев.


После выборов в Госдуму блок “Родина” юридически существовать перестал. Таков закон: структура создавалась для участия в парламентских выборах, и как только они завершились, прекратила свою жизнь. Остались думская фракция с одноименным названием и бесхозный раскрученный брэнд.


Глазьев давно стремился сделать “Родину” политической партией. По закону для регистрации в Минюсте блоку сначала требовалось учредить общественное движение, которое потом может быть преобразовано в партию. Оно – общероссийское общественное объединение “Народно-патриотический союз “Родина” – и родилось в пятницу на минувшей неделе в одноименном московском кинотеатре. В течение февраля пройдут учредительные собрания НПС “Родина” в регионах. К концу месяца планируется завершить создание ячеек на местах, а 7 марта – провести съезд организации, который утвердит программные документы и решит все оставшиеся организационные вопросы. На съезде будет утвержден устав новой общественной организации, избраны ее руководящие и контрольно-ревизионные органы. Учредительные документы “Народно-патриотического союза “Родина” будут направлены в Министерство юстиции РФ для регистрации.


Участниками избирательного блока “Родина” были три партии: Партия российских регионов, Социалистическая единая партия России “Духовное наследие” (СЕПР) и Российская партия труда, а также около 30 общественных организаций. Некоторые из них уже заявили о вхождении в НПС. Однако два лидера, два полюса “Родины” – Рогозин и Глазьев, еще никогда не расходились так далеко друг от друга. Дмитрий Рогозин не вовремя оказался в Страсбурге на сессии ПАСЕ – как раз тогда, когда Глазьев проводил съезд. По возвращении домой Д.Рогозин сделал беспрецедентно резкое заявление: “Конечно, ничего не будет зарегистрировано, безусловно. Я этого не допущу, разгоню всю эту контору уже прямо завтра же, в понедельник. Хочу вообще посмотреть Сергею в глаза: что он там задумал”. И уж совсем определенно высказался насчет президентских амбиций С.Глазьева: “Рановато еще. Поскромнее надо быть”.


Открыто обвинив соратника в том, что именно он инициировал раскол блока “Родина”, Рогозин сказал, что пал жертвой “вождистских амбиций” Глазьева, и дал понять, что тот обвел его вокруг пальца с целью выдавить из руководства блока.


В понедельник скандальное выяснение отношений между сопредседателями “Родины” продолжилось на заседании высшего совета блока. Последнюю попытку примирить их предпринял третий сопредседатель – лидер партии “Народная воля” Сергей Бабурин. Компромисс, по словам Бабурина, возможен, если Глазьев согласится исключить из названия созданного им Народно-патриотического союза слово “Родина”. В противном случае ему грозят санкции – вплоть до смещения с поста лидера парламентской фракции блока. По окончании заседания в прямом эфире телекомпании НТВ Рогозин и Глазьев заявили, что разногласия между ними будут решаться во внутрипартийном порядке без выноса их на публику. Хотя тут же у Рогозина вырвалось такое словосочетание, как “узурпация названия” блока, использование которого находится в исключительной компетенции съездов блокообразующих партий. Видимое и едва сдерживаемое раздражение друг другом, а также все политическое прошлое обоих политиков, поменявших не одну партию и разных сторонников, говорят против долговременного и прочного компромисса. Перед заседанием высшего совета С.Глазьев заявил, что раскол – уже давно свершившийся факт: “Весь костяк блока “Родина” – с нами, большинство членов фракции – с нами. Будет создана политическая организация на его базе”. И от этих слов он не отказался после заседания.


Первые разговоры о том, что внутри триумфатора думских выборов – блока “Родина” что-то неладно, начались, когда эта организация породила сразу двух кандидатов на пост президента страны – Сергея Глазьева и Виктора Геращенко. Правда, тогда можно было подумать, что это какой-то хитрый ход. То ли Геращенко в последний момент снимется в пользу Глазьева, чтобы подогреть интерес к кандидату от “Родины”. То ли, наоборот, Глазьев уйдет с выборов сам, если поймет, что все разговоры о возможности второго тура – бессмысленные мечтания. Но, как это часто бывает, наиболее близким к истине оказалось самое простое объяснение. Сопредседатели блока Глазьев и Рогозин – два разных политика с еще более разными целями, и они больше не могут вместе рулить политической машиной под названием “Родина”. Глазьев нуждается не столько в поддержке блока, сколько в серьезной “засветке” на предстоящих президентских выборах. Это необходимо для реализации последующей, уже настоящей попытки побороться за президентство в 2008 году.


Однако Глазьев стал заложником собственных стремительных политических успехов. Он, как перспективный политик, не может остаться в стороне от выборов Президента. И в сложившихся условиях Глазьев будет вынужден строить свою избирательную кампанию, выступая против Путина. В такой ситуации трудно однозначно оценить электоральные перспективы Глазьева. У него явно есть поддержка значительной части населения и самостоятельный электоральный опыт. Избавившись от лояльного власти Рогозина, он может поиграть в жесткую (и при этом не либеральную) оппозицию, поборовшись за электорат с бессмысленными и безнадежными кандидатами от КПРФ и ЛДПР.


В любом случае приходится признать, что личный политический талант Глазьева до сих пор явно недооценивался. Не зря в Кремле побаиваются, что этот политик может внести интригу и в сами выборы, задуманные, как простой плебисцит о доверии действующему Президенту. Правда, если борьба за обладание брэндом “Родина” станет одним из основных мотивов всей избирательной кампании, то ее участники рискуют утратить остатки уважения избирателей. И при таком раскладе потери Глазьева окажутся неизмеримо большими, чем у Рогозина. Политическая карьера первого, пошедшего ва-банк, на этом может и закончиться или надолго затормозиться, а второй только приобретет благосклонность Кремля.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще