Заместитель председателя правления “Газпрома” Александр Рязанов направил в минувший четверг генеральному директору “Белтрансгаза” Петру Петуху телеграмму, в которой уведомил, что с ноля часов 24 января “Газпром” прекращает транспортировку газа независимых производителей в республику. Если это решение воплотится в жизнь, для страны, в энергетическом балансе которой газ занимает 90-процентную долю, это будет означать немедленную экономическую и социальную катастрофу.
“Белтрансгазу” инкриминируется несанкционированный отбор газа, поскольку это предприятие до сих пор не заключило контракты на закупку топлива у российских независимых производителей – “Транс Нафта” и “Итера”. Само ОАО “Газпром” прекратило поставки газа в Белоруссию еще 1 января, поскольку не удалось заключить контракт с “Бел-
трансгазом” на 2004 год. Официально было объявлено, что на время ведения переговоров потребности республики будут обеспечивать две вышеупомянутые компании. Из требуемых 2 млрд. кубометров “Транс Нафта” должна была поставить 1,2 млрд. кубометров, а “Итера” – 800 млн. кубометров. К 21 января они поставили на двоих 1,366 млрд. кубометров, из которых только 1,05 млрд. кубометров оформлены соответствующими договорами и задекларированы необходимым образом. 22 января независимые поставщики газа “Итера Холдинг” и “Транс Нафта” сообщили “Газпрому” о том, что законтрактованные на январь объемы газа полностью выбраны и с 16 января осуществляется несанкционированный отбор газа. Именно на этом основании, по заявлению пресс-службы “Газпрома”, и принято решение о прекращении поставки газа в Белоруссию.
Представитель российского Правительства заявил, что здесь не собираются вмешиваться во взаимоотношения хозяйствующих субъектов. Хотя очевидно, что ни при каких обстоятельствах столь жестких мер (и даже обещаний их применить) по отношению к Минску не было бы без санкции Кремля. Похоже, в Москве решили наглядно продемонстрировать партнерам по затухшему объединению в союзное государство, какова цена постоянной демагогии и нежелания вести конструктивный диалог. Особенно учитывая, что Минск имеет немалые привилегии. “Нам непонятно, почему Россия должна быть “дойной коровой” для наших партнеров, пусть даже очень хороших. “Газпром” уже несколько лет дотирует белорусскую экономику и бюджет, поставляя газ себе в убыток и ничего не имея взамен. Белорусская сторона откровенно саботирует подписание контракта на поставку газа в 2004 году на рыночных условиях, хотя, как нам известно, российское Правительство было готово даже предоставить кредит для компенсации разницы между рыночной ценой и ценой пятого пояса России. Нужно начинать работать на общих, рыночных условиях, принятых в цивилизованном мире”, – заявил, комментируя происходящие события, А.Рязанов.
Любопытно, что как раз во время очередного газового конфликта с Белоруссией Президент РФ В.Путин находился в Киеве по случаю празднования 350-летия Переяславской Рады, объединившей Россию с Украиной, и в связи с окончанием года России на Украине. Среди тем переговоров с Л.Кучмой важнейшие две – создание единого экономического пространства на территориях России, Украины, Белоруссии и Казахстана, а также запуск экономического проекта газотранспортного консорциума для увеличения экспортных поставок в Европу российского газа и обеспечение транзита туда же газа из Казахстана. Обе темы живо перекликаются с нынешним обострением “газового” вопроса в Белоруссии.
С одной стороны, нуждающийся в политической поддержке Москвы Л.Кучма, скорее всего, закончит затянувшуюся бодягу, связанную с многолетним несанкционированным отбором газа из экспортной трубы, или, попросту говоря, с воровством, и пойдет на создание газотранспортного консорциума. Тем самым Белоруссии будет подан пример. Гораздо более мощное государство “прогибается” под Россию, исходя из прагматических соображений и отодвинув в сторону соображения политико-идеологического свойства. Одновременно Минску будет показано, что проходящая через Белоруссию экспортная труба – не единственная. И шантажировать Москву бесполезно.
Но, с другой стороны, в связи с созданием единого экономического пространства у Минска появляются дополнительные аргументы в пользу торговли газом внутри этого пространства по единым, то есть внутрироссийским, ценам. Действительно, о каком едином экономическом пространстве может идти речь, если в одних его частях будут действовать одни цены на системообразующий энергоноситель, а в других – другие? В этом случае не удастся создать равные условия для конкуренции всех видов товаров.
Собственно, именно поэтому в качестве условия вступления России в ВТО западноевропейские страны и ставят доведение внутрироссийских цен на энергоносители до уровня мировых. В этом вопросе Россия упирается, как может, аргументируя свое несогласие указанием на особые климатические условия в стране. И в самом деле, мировые цены на энергоносители просто убьют жизнь в северных и восточных регионах России. Но точно так же вымрут и белорусские предприятия, если им придется закупать российские энергоносители по мировым ценам, а конкурировать своей продукцией с товарами, произведенными в России, с использованием энергоносителей по внутрироссийским ценам.
Словом, какой-то компромисс находить надо. Видимо, сразу после возвращения В.Путина в Москву следует ожидать приезда туда же и белорусского президента А.Лукашенко. И речь у них на этот раз пойдет уже не о мифическом объединении двух государств, а о вполне земных материях вроде цены на газ.