Президентские выборы в Венесуэле продемонстрировали идеологическое раздвоение населения
На президентских выборах в Венесуэле с символическим преимуществом победил сторонник покойного Уго Чавеса вице-президент Николас Мадуро. Избиратели страны разделились на две примерно равные части, которые придерживаются взаимоисключающих политических платформ. Этот факт серьезно изменил внутриполитическую ситуацию в стране.
Перевес голосов, отданных за Николаса Мадуро, составил всего 1,6 процента. За него проголосовали 50,66 процента от всех избирателей, пришедших на участки, а за его соперника от правых партий Энрике Каприлеса – 49,07 процента. Для сравнения: совсем недавно, в октябре 2012 года, Уго Чавес набрал почти на 10 процентов больше, чем Энрике Каприлес.
- Страна, несмотря на высокие мировые цены на нефть, продолжает оставаться довольно бедной. К тому же в годы правления Уго Чавеса наблюдался резкий рост преступности
Позиции левых сил в Венесуэле оказались серьезно подорваны, они потеряли голоса 686 тысяч избирателей, и этому есть свои объяснения. Одним из главных является то, что преемник Чавеса Николас Мадуро не обладает такими харизмой, авторитетом и ораторскими способностями, как его предшественник.
Нельзя не признать, что покойный лидер Венесуэлы немало сделал для бедных слоев населения, составляющих большинство страны. Ему удалось оттеснить ино-
странные компании от наиболее лакомых кусков венесуэльской экономики, приносящих немалый доход – в основном в добывающих отраслях, электроэнергетике и телекоммуникациях. Это позволило государству развернуть масштабное строительство недорогого жилья, школ, медицинских и других социальных учреждений, поднять зарплаты рабочим и служащим.
С другой стороны, страна, несмотря на высокие мировые цены на нефть, продолжает оставаться довольно бедной. К тому же в годы правления Уго Чавеса резко возросла преступность, от чего все больше страдает зажиточная часть общества. Если в 1998 году в Венесуэле было совершено 4,5 тысячи убийств, то в прошлом от рук преступников погибло уже более 21 тысячи человек.
Нет в обществе консенсуса и по поводу внешней политики Венесуэлы. Каракас оказывает очень серьезную экономическую поддержку Кубе, продавая ей нефть по минимальным ценам. Правая оппозиция считает эту практику ошибочной, полагая, что поддержку необходимо оказывать прежде всего своему населению. Благополучная часть общества устала и от антиамериканской риторики властей Венесуэлы, выступает за установление партнерских отношений с США.
Сегодня очевидно, что раскол общества на равные антагонистические части значительно ослабляет власть. А если учесть, что за правых в минувшее воскресенье голосовало и бедное население, новому лидеру просто необходимо постоянно помнить об этом. Имея столь массовую оппозицию, Николас Мадуро уже вряд ли сможет проводить столь прямолинейную политику, как это делал его предшественник. Конечно, создание коалиционного правительства, о возможности которого заговорили некоторые наблюдатели, маловероятно – слишком уж велика разница во взглядах избранного президента и его оппонентов. Но подвижки навстречу оппозиции, если Николас Мадуро намерен сохранить стабильность в стране, ему делать, похоже, все-таки придется.
- Сегодня очевидно, что раскол общества на равные антагонистические части значительно ослабляет власть. А то, что за правых проголосовала и часть бедного населения, тревожный звонок для нового лидера
Если говорить о внешнем окружении Венесуэлы, то итоги прошедших выборов оцениваются им неоднозначно. США, желавшие видеть у власти в Каракасе Энрике Каприлеса, без сомнения, разочарованы результатом голосования. В России и Китае, с которыми Уго Чавес старался поддерживать дружеские отношения, в том числе экономическое сотрудничество, выбор венесуэльцев скорее оценен положительно.
Однако необходимо учитывать, что настроения в венесуэльском обществе претерпевают значительные изменения. Граждане начинают уставать от политики перманентной революции и тотальной борьбы с империализмом, и то, что получалось у такой яркой личности, как Чавес, не обязательно смогут повторить его последователи. А это значит, что, по всей видимости, стоит готовиться к скорой смене политической элиты в Каракасе.