Выбрать президента нам вполне по карману

Равное право избирать и быть избранным на государственные посты – важнейшее демократическое завоевание, отраженное во Всемирной декларации прав человека 1948 г.

Равное право избирать и быть избранным на государственные посты – важнейшее демократическое завоевание, отраженное во Всемирной декларации прав человека 1948 г. Обеспечить его должны открытые выборы, предваряемые борьбой за голоса граждан в избирательных кампаниях. И от того, на чьи деньги они проводятся, зависит очень многое. Прежде всего, капитал не только поможет завоевать голоса, но и обязательно потребует возврата долга – “правильных” решений по интересующим вопросам. Второй важный вопрос – достаточность средств: их нехватка ставит под сомнение сам принцип равенства политических возможностей (нет рекламы – нет голосов). Наконец, необходимость привлекать большие суммы вынуждает кандидатов (в том числе и уже занимающих выборные должности) тратить значительную часть времени на сбор денег в ущерб служебным обязанностям и общению с избирателями. Все вышеперечисленное, мягко говоря, усиливает скептическое отношение общества к политическому процессу вообще и к выборам в частности.


Поэтому демократия предполагает, что выборы организуются и проводятся только за государственный счет, а финансовая часть избирательных кампаний кандидатов находится под строгим контролем – все должно быть прозрачно. В некоторых странах действуют жесткие требования к жертвователям. В Израиле, например, жертвовать деньги на избирательные кампании не могут юридические лица и анонимные граждане, в Турции – банки и профсоюзы. Франция запрещает предвыборные “дары” всем, кроме политических партий и групп, Индия – компаниям, работающим менее трех лет. В Великобритании нет никаких ограничений, за исключением открытой публикации всех корпоративных пожертвований свыше 200 фунтов (около 370 долларов). А в США, чтобы сделать предвыборное финансирование более открытым и честным, недавно вдвое снизили порог максимального частного пожертвования до 1 тысячи долларов.


Плюс ко всему, многие государства активно участвуют в финансировании избирательных кампаний кандидатов, направляя им бюджетные деньги. Оно может быть прямым (средства, выделяемые успешным партиям на текущую работу или предвыборную агитацию) или косвенным (бесплатный эфир, печатные площади, а в некоторых странах и помещения, транспорт, налоговые льготы и вычеты из сумм пожертвований). Сочетания прямого и косвенного финансирования могут быть сколь угодно разнообразными.


В европейских странах принято в большей степени государственное финансирование партий и выдвигаемых ими кандидатов на главный выборный пост. Например, в Германии ежегодные государственные гранты для всех партий составляют около 50 млн. евро, а фракциям в Бундестаге выделяется почти вдвое больше.


Принципиально иная система действует в США. Обе правящие партии самостоятельно собирают средства в свои предвыборные фонды и, исходя из объема этих средств, уже получают бюджетное финансирование. При этом ограничений предвыборных расходов нет – они признаны неконституционными. Так что выборы в США растут в цене намного быстрее, чем общий уровень жизни. Если в 1952 г. на избирательные и партийные цели было истрачено около 140 млн. долларов, то в 1980 г. – уже 1,2 млрд., а к 2000 г. стоимость выборов для экономики достигла впечатляющих 3 млрд. долларов (именно столько, по оценкам американской прессы, было направлено на проведение выборов президента и конгресса).


В сегодняшней России такие цифры кажутся заоблачными. На проведение президентских выборов, намеченных на 14 марта 2004 г., из федерального бюджета выделено 4,3 млрд. рублей (около 150 млн. долларов). Таким образом, обеспечение избирательного права обойдется каждому гражданину страны всего в 29 рублей. Подсчет грубый, но ясно показывает, что выбрать президента России вполне по карману. Также адекватен и уровень предвыборных расходов кандидатов в президенты России. Избирательный фонд законодательно ограничен 250 млн. рублей. (лимит может быть увеличен еще на 50 млн. в случае выхода кандидата во второй тур). Сами кандидаты имеют право внести в свой избирательный фонд не более 10% общих средств, а партии, выдвинувшие кандидатов, – не более 50%. Пожертвования частных лиц могут составить не более 1,5% общей суммы фонда, юридических – не более 7%. Таким образом, новое избирательное законодательство России способствует скорейшему развитию партийной системы в стране, одновременно делая большие деньги небольшим игроком на политической арене. В условиях, когда становление политических партий еще далеко от завершения, это лучший вариант обеспечения всего населения огромной страны равными избирательными возможностями и правами.


По информации Центризбиркома РФ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще