“Эпидемия” разоружения – итог войны в Ираке?

На исходе прошедшего года лидер ливийской революции полковник Муаммар Каддафи преподнес всему миру очередной сюрприз.

Автор статьи: Игорь КОТОВ

На исходе прошедшего года лидер ливийской революции полковник Муаммар Каддафи преподнес всему миру очередной сюрприз. Ливия заявила, что отказывается от разработки оружия массового поражения. В декабре же Иран подписал протокол, в котором обязался допустить международные инспекции на свои ядерные объекты. КНДР делает официальные заявления о том, что не последует примеру Ливии и Ирана, но тем не менее пускает на свою атомную станцию в Йонбене комиссию специалистов из США. Президент Сирии Б.Асад, всегда отрицавший наличие у его страны оружия массового уничтожения, вдруг заявляет, что Сирия прекратит работы по созданию ОМУ, если от такого оружия откажется Израиль, тем самым косвенно признавая, что оружие у него все-таки есть.


Несмотря на то, что в каждой из стран-изгоев, “назначенных” США составными частями мировой “оси зла”, своя политическая и экономическая ситуация, свои оговорки и встречные требования к США и всему мировому сообществу, не может не бросаться в глаза практическая одновременность их миролюбивых шагов.


Ливийские власти предъявили экспертам из США и Великобритании оборудование, которое использовалось для изготовления оружия, и обещали его уничтожить. Триполи не исключает возможности присоединения к международным договорам о нераспространении ядерного и химического оружия. В ответ Ливия ожидает снятия международных экономических санкций и, судя по реакции в мире, получит ожидаемое в недалеком будущем.


“Правительство Ливии идет нам навстречу, что не останется без ответа. Со временем эта страна обретет новое место в международном сообществе и улучшит свои отношения с США. Надеюсь, в будущем Ливия станет оплотом мира и стабильности в Африке и на Ближнем Востоке”, – заявил президент США Джордж Буш. “Решение полковника Каддафи имеет историческое значение. Это смелый и мужественный шаг, достойный высшей оценки. Теперь мир в регионе укрепится, а международное сообщество увидит, что вопросы нераспространения оружия массового поражения можно решать путем переговоров, на добровольной основе”, – считает премьер-министр Великобритании Тони Блэр. “Расцениваем решение Триполи как ответственный шаг, который будет способствовать укреплению международного режима нераспространения, а также усилиям по упрочению безопасности на Ближнем Востоке и Африканском континенте. В Москве рассчитывают, что это станет важным вкладом в дело создания безъядерной зоны на Ближнем Востоке, за что выступает мировое сообщество”, – говорится в заявлении российского министра иностранных дел Игоря Иванова, распространенном департаментом информации и печати МИД.


Президент Ирана Мохаммад Хатами в минувшее воскресенье заявил, что, если Америка хочет улучшения отношений с его страной, она должна допустить право Тегерана на разработку ядерных технологий в мирных целях. “Они (США) ошибочно обвинили нас в обладании ядерным оружием, – заявил Хатами, добавив: – Мы подписали дополнительный протокол, и если Америка готова проявить добрую волю, она должна взять назад свои слова и признать наши законные права на обладание мирной ядерной технологией под контролем Международного агентства по атомной энергетике”.


КНДР не последует “ливийской схеме” отказа от ядерной программы. Как говорится в заявлении официального северокорейского государственного информационного агентства KCNA, “было бы крайне наивно со стороны Вашингтона ожидать, что Пхеньян повторит пример некоторых стран Ближнего Востока в вопросе пересмотра “ядерной политики”. В заявлении также отмечается, что решение Ирана и Ливии о допуске на свои атомные объекты международных инспекторов не подтолкнет КНДР к аналогичным действиям. “США поддерживают в некоторых странах изменения, навязанные самим Вашингтоном. Для Северной Кореи такое развитие событий неприемлемо”, – отмечает официальный Пхеньян.


Однако МИД КНДР распространил в то же время заявление, в котором заявил о готовности отказаться от всех атомных программ в обмен на экономическую помощь со стороны США и исключение страны из списка так называемой “оси зла”. Кроме того, северокорейское агентство KCNA сообщило, что посещенный накануне американской делегацией северокорейский атомный объект был “объектом ядерного сдерживания”. Американская делегация ранее посетила северокорейский атомный объект в Йонбене. Один из членов американской делегации профессор Стэнфордского университета Джон Льюис подтвердил, что представители США побывали непосредственно на самом охраняемом объекте КНДР. Министр обороны США К.Пауэлл уже прокомментировал это событие в том смысле, что оно открывает новые перспективы для дальнейших переговоров.


Сирия откажется от разработок оружия массового уничтожения только в том случае, если Израиль уничтожит свой ядерный арсенал. Об этом заявил президент Сирии Башар Асад в интервью британской газете “Дейли телеграф”. В этом интервью сирийский президент впервые фактически признал, что его страна обладает запасами химического и биологического оружия. Между тем Асад твердо заявил, что в данных условиях отвергает требования США и Великобритании об отказе от этих видов вооружений, поскольку “Сирия призвана защищать себя”. Между тем президент Асад еще раз напомнил о представленной в прошлом году Дамаском в ООН инициативе полного разоружения Ближнего Востока от оружия массового уничтожения, включая ядерные арсеналы Израиля.


Взрыв дипломатической активности в “странах-изгоях” по поводу оружия массового уничтожения происходит на фоне войны в Ираке. Видимо, в ее результатах и следует искать причины этого взрыва. Решительностью своих действий, несмотря на серьезные потери, США, похоже, убедили “ослушников” в том, что не остановятся ни перед чем для достижения своих целей. Никто не хочет оказаться следующим после Саддама Хусейна, хотя тому и присвоен статус военнопленного. Поэтому с разной степенью решимости все потенциальные жертвы американского “крестового похода” против международного терроризма начинают потихоньку нащупывать пути к замирению.


Значит, хоть какой-то толк от иракской войны все же есть. Как говорится, нет худа без добра.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще