Время собирать камни

На президентских выборах в Грузии триумфально победил Михаил Саакашвили, который сразу после прояснения ситуации заявил основные приоритеты своей будущей внутренней и внешней политики.

На президентских выборах в Грузии триумфально победил Михаил Саакашвили, который сразу после прояснения ситуации заявил основные приоритеты своей будущей внутренней и внешней политики. Внутри он собирается раскулачивать слишком богатых. Ну, это – Бог с ним. Нигде пока экспроприация экспроприаторов ни к чему хорошему не приводила. Но, повторюсь, это внутреннее дело Грузии.


Иное дело – внешняя политика. Здесь новый президент определил три приоритета: стратегическое партнерство с США и НАТО, органичное включение в европейский интеграционный процесс и, что особенно важно для нас, – налаживание дружественных отношений с Россией. Вопрос о том, что эти три вектора грузинской внешней политики похожи на конфликтующие программы в компьютере, заслуживает отдельного рассмотрения. Для нас важен последний тезис – о дружбе с Россией. К его реализации М.Саакашвили приступил еще до своего избрания, послав в Москву спикера так и не переизбранного парламента Грузии Н.Бурджанадзе. Судя по скромным официальным сообщениям об этом визите, говорить о каких-то радикальных переменах в российско-грузинских отношениях пока преждевременно. Главным образом, потому, что в них есть одно фундаментальное противоречие, в разрешении которого пока не видно никакой перспективы.


Речь, разумеется, идет о пограничных с Россией грузинских автономиях – Южной Осетии и Абхазии. Ну не желают они быть в составе Грузии, а настойчиво, хотя и неофициально, просятся в Россию. Ни в каких грузинских выборах последнего десятилетия, в том числе и в нынешних президентских, население этих автономий участия не принимало. Грузинской валютой лари пользоваться здесь не собираются, в ходу только российские рубли. И это еще только полдела. Главное в том, что более 80 процентов населения этих территорий приняло российское гражданство.


М.Саакашвили, именуемый в народе “грузинским Жириновским”, пришел к власти под националистическими лозунгами. И ожидания электората теперь, разумеется, связаны с возвращением мятежных территорий. Тем более, что через них проходят две из трех транспортных артерий, связывающих Грузию с Россией, причем абхазская – самая мощная из них. Само обслуживание этих транспортных коридоров могло бы принести внезапно обнищавшей Грузии приличные доходы. Но как вернуть эти территории, никто, разумеется, не знает. Э.Шеварднадзе было попробовал решить “абхазский вопрос” силовым путем – и потерпел сокрушительное поражение.


Для Саакашвили силовой вариант также существует. Но пойти на него – значит, пойти войной на Россию, потому что игнорировать факт проживания в Южной Осетии и Абхазии российских граждан, составляющих в них абсолютное большинство, не может никто. Это путь в никуда.


Но что-то пора предпринимать здесь и самой России.


Все-таки кажется, что следует создать такие экономические стимулы для Грузии, чтобы ей было выгоднее иметь на своих северных границах дружественную Россию с Абхазией и Южной Осетией в своем составе, чем настороженного могучего соседа и два непризнанных, но фактически независимых квазигосударства, всегда готовых к войне. В этом смысле вхождение в Грузию РАО “ЕЭС России” представляется шагом в правильном направлении. Первым шагом. И таких шагов потребуется много, потому что экономика Грузии лежит в руинах. Американцы давали республике деньги в долг, но они тут же бесследно исчезали. Сунулись было заокеанские благодетели в грузинскую энергетику, но, обнаружив, какой там царит хаос, тут же ретировались.


М.Саакашвили пообещал беспощадную борьбу с коррупцией. Флаг ему в руки. Только американцам уже надоело бросать деньги в бездонную бочку, и кредиты сократились до прожиточного минимума самого грузинского правительства. Ни на что другое денег уже нет, и экономика страны неуклонно скатывается к примитивному натуральному хозяйству.


Теперь, когда российская экономика задышала самостоятельно, самое время начать мирную экспансию российского производственного капитала в те страны ближнего зарубежья, которые в этом нуждаются. Грузия – первая из них. Вот говорят, что российская экономика не способна переварить могучий поток нефтедолларов, обусловленный высокими мировыми ценами на энергоносители в течение длительного времени. Дескать, если эти деньги вливать в экономику, то последует бурный рост инфляции. Поэтому нефтедоллары тупо копятся в валютных запасах Центрального банка и достигли суммы в 75 миллиардов долларов, о чем с гордостью на днях сообщил Президент В.Путин. А чем тут гордиться? Хранятся эти средства в ценных бумагах правительств США и Западной Европы. То есть мы же еще эти правительства и кредитуем. Не разумнее ли вложить эти средства в восстановление экономики той же Грузии (раз уж для нашей экономики они вредны) и тем самым намертво привязать ее к экономике России?


Вышесказанное на все сто процентов относится и к Молдавии с Приднестровьем. Картина абсолютно та же самая, с той лишь разницей, что в Приднестровье большинство населения не только приобрело российское гражданство, но к тому же еще и состоит-то из русских. И экономика Молдавии недалеко ушла от грузинской. Словом, исходные условия практически те же. Даже несколько лучше, поскольку российско-молдавские отношения не омрачались “чеченским вопросом”, который едва не довел до войны России с Грузией.


Конфликт двух фундаментальных принципов международного права – территориальной целостности государств и права наций на самоопределение – дает о себе знать каждый день и едва ли не в каждой стране мира. Разрешается он всякий раз по-разному. То мирным “разводом”, как между Чехией и Словакией, то кровавой бойней, как это было в Югославии. То никак не разрешается и десятилетиями тлеет в форме партизанской войны, как это происходит с курдами в Ираке, Иране и Турции. А вспомните басков в Испании, корсиканцев во Франции, проблемы Северной Ирландии для Великобритании, Квебека для Канады…


На постсоветском пространстве этот конфликт также наблюдается в разнообразных вариантах. Мирным из них был только один – роспуск самого Советского Союза. Все остальные, будь то Нагорный Карабах в Азербайджане, Приднестровье в Молдавии или северные автономии в Грузии, – все они имели военную стадию, перешедшую в стадию перемирия, всегда готового снова обернуться войной. Не заживает чеченская рана и в нашей стране. И найти выход из тупика в этих конфликтах должна именно Россия, потому что если его найдут другие мировые силы, то тогда эти силы и будут править на всем постсоветском пространстве. В том числе и в самой России.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще