Пообещать и выполнить. Иного пути нет

Четвертый съезд партии “Единая Россия”, прошедший в последней декаде декабря, отличался деловитостью и даже сухостью.

Четвертый съезд партии “Единая Россия”, прошедший в последней декаде декабря, отличался деловитостью и даже сухостью. Как признавались потом делегаты, он не был похож на съезд победителей. “Единая Россия”, завоевав большинство в Государственной Думе, подводила итоги, расчетливо и трезво строила планы на будущее. На съезде незримо присутствовал Президент России: “единороссы”, шедшие на выборы под лозунгом “Вместе с Президентом”, ясно сознают истоки своего успеха, ведь доверие, оказанное партии, это прежде всего доверие политике Владимира Путина. После оглушающей победы, конечно, и делегаты, и партийный актив вполне могли рассчитывать на щедрые похвалы. Однако докладчик Борис Грызлов похвалил за итоги выборов всего два региональных штаба (один из них – татарстанский), нескольким дал оценку среднюю, большинству – и того ниже.


Слова докладчика о том, что большинство российского народа поддержало “Единую Россию”, были прерваны хулиганской выходкой представителей Национал-большевистской партии Э.Лимонова. Вспоминаю об этом инциденте вовсе не из желания посмаковать подробности метания яиц и разбрасывания в зале листовок, а чтобы внести ясность. Некоторые коллеги-журналисты задавались вопросом: почему в сообщении со съезда “Татар-информ” не упомянул об инциденте, уж не было ли какого запрета? Запретов не было, выходку национал-большевиков комментировали многие выступавшие на съезде, показали по телеканалам… Ясно, что не всем по душе победа “Единой России”. Что иные, в том числе и самые радикальные, мнения в России не только присутствуют, но и выплескиваются таким вот образом. Главное – грязное пятно легло вовсе не на партию-победительницу, а на тех, кто эту выходку совершил.


Впрочем, о том, как прошел съезд “Единой России”, сказано и написано немало. Нас сегодня больше интересует татарстанская проекция, тем более что мы снова живем в режиме избирательной кампании – через два месяца выборы Президента России (съезд ЕР, как известно, поддержал кандидатуру Владимира Путина) и депутатов Госсовета РТ.


У Татарстана на четвертом съезде было самое большое представительство – 30 делегатов, причем один из них, сопредседатель Высшего совета партии Минтимер Шаймиев, сидел в президиуме и вел заключительное заседание. Трое татарстанцев вошли в Высший совет партии. Республика в результате выборов имеет крепкое представительство в Государственной Думе – двенадцать плюс один депутат. Распределение депутатов по комитетам прояснится после 16 января, но уже сегодня известно, что Олег Морозов получил должность одного из вице-спикеров, Фарида Гайнуллина станет координатором в подгруппе Вячеслава Володина. Безусловно будет востребован немалый парламентский опыт Михаила Рокицкого, Виктора Ельцова, Марата Магдеева. Среди наших думцев есть два специалиста по молодежной политике, на съезде как раз говорилось о необходимости создания в Госдуме комитета по делам молодежи.


В копилку победы “единороссов” Татарстан внес 1 миллион 260 тысяч голосов избирателей. Главным фактором татарстанских успехов в партийном строительстве и исходе выборов в республике является, конечно, фактор М.Шаймиева. Он был флагом в проведении избирательной кампании, с его именем шли на встречи с избирателями кандидаты, доверенные лица, актив. Да и москвичи в нашумевшей рекламе с головными уборами (защищаем, спасаем, строим, объединяем) заслуженно отвели роль собирателя и объединителя шаймиевской тюбетейке.


Если вспомнить характер предвыборных выступлений М.Шаймиева, входившего в федеральную четверку, то в них не было агрессивности и напора, характерных для федералов. Наш Президент размышлял и приглашал размышлять вместе с ним, словно убеждал себя и татарстанцев в правильности избранного пути. Существенным стало и то, что на фоне московских разборок, где мало-мальски известное лицо предпочитает иметь свою партию, татарстанская элита выступила единой командой. Это постоянно подчеркивали в предвыборных выступлениях и сопредседатель партии, и лидер ее регионального отделения. Кстати, с избранием Фарида Мухаметшина руководителем ТРО ЕР в организации, которая в свое время также сложилась из трех политических сил, произошли коренные изменения. Она стала серьезной силой. Ядро “Единства”, сначала с некоторой настороженностью отнесшееся к кадровым переменам, не только приняло нового лидера, но и искренне признало полезность и эффективность свершившегося.


Выступление Фарида Мухаметшина на четвертом съезде ЕР тоже следует отнести к несомненным плюсам татарстанского представительства. В отличие от некоторых ораторов, еще не отошедших от эмоций и впечатлений бурной избирательной кампании, Фарид Хайруллович говорил о вещах важных и актуальных. О необходимости утверждения ценностей либерализма с акцентом на социальную и государственническую составляющие. О необходимости конкуренции политических идей, в том числе и с позиций правого спектра, оказавшегося не представленным в Думе. О необходимости укрепления принципов федерализма: сильные регионы – это всегда сильная Россия.


За два прошедших года не раз приходилось писать с партийных мероприятий, и, признаться, меня удивляло, почему так настойчиво сохраняется столь длинное ее название “Единство и Отечество” – “Единая Россия”. Декабрьский съезд в названии политической партии оставил лишь слова “Единая Россия”, удалив два других, напоминавших об изначальной неоднородности. Но то, что “Единая Россия” возникла путем слияния нескольких движений, является не только родовой приметой, но и особым предназначением партии – объединять неоднородное общество. В новых думских условиях, когда оголено левое крыло и напрочь отсутствует правое (по замечанию Юрия Лужкова, такая птица не летает), это предназначение – вбирать в себя и консолидировать разные идеи и мнения – видится особо отчетливо. Для татарстанцев это возможность (надо сказать, непростая) в партийных дискуссиях отстаивать свое видение устройства страны, отстаивать федерализм и либеральные (пусть умеренно либеральные) ценности.


У Татарстана сегодня самое большое региональное отделение партии – 70618 человек (сравните: 8,2 тысячи человек в Санкт-Петербурге, 13500 – в Башкортостане, 47 тысяч “единороссов” в Москве). После выборов желающие вступить в партию стали прибывать в арифметической прогрессии, причем в ЕР потянулись весьма солидные и известные люди. Некоторые заявления даже вызвали удивление – они поступили от недавних оппонентов в выборной гонке. Возможно, кто-то расценит это как стремление следовать конъюнктуре, но татарстанцы, отдадим им должное, в большинстве своем всегда были реалистами. Похожие процессы идут, вероятно, по всей стране.


Но не станет ли такая партия новой КПСС, новым монстром? Мысль витает в воздухе и вызывает опасения. На пресс-конференции в перерыве съезда Минтимер Шаймиев сам вывел журналистов на этот вопрос. Казалось бы, победила одна партия, которая будет монополизировать власть, отчасти это так и есть – при чем же здесь многопартийность? – спросил он. И терпеливо стал разъяснять механизм формирования многопартийности и гражданского общества: наконец-то одна партия смогла получить большинство в Думе, чтобы реально отвечать за исполнение своей программы, влиять на формирование и работу органов исполнительной власти. “Единая Россия” теперь имеет возможность осуществить свои предвыборные обещания через конкретные дела, ответственность за судьбу страны берет на себя. “Если мы окажемся не в состоянии это доверие оправдать, народ в следующий раз не выберет представителей этой партии в парламент. На этом фоне будут набирать очки другие политические силы, они будут иметь право на жизнь, в дальнейшем собирая не меньше голосов, чем сегодня набрала “Единая Россия”. Теперь у людей есть возможность выбирать не программные цели, а партию, которая может их реализовать и за свои дела отвечать. Через это проходили все цивилизованные государства. Начался новый этап в политической жизни страны”, – сказал Минтимер Шаймиев.


Безусловно, нынешние выборы создали у уставшего от политических баталий и вдоволь “пожившего в эпоху перемен” народа такие ожидания, не оправдать которые было бы смерти подобно. Именно поэтому на съезде обошлись без победных реляций, а сосредоточились на конкретных планах по устройству Думы и предстоящей законотворческой работе, и ключевым стало слово “ответственность”.


10 января состоится конференция республиканского отделения партии “Единая Россия”, на которой предстоит выдвинуть партийный список кандидатов в республиканский парламент. В уже формирующемся избирательном штабе нет никакой эйфории, ведь выборы предстоят непростые. Татарстану же нужна птица, которая не просто летает. А летает высоко.


Римма РАТНИКОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще