Ленар Валеев: Тяжело, когда нет нормального собственника

Уже два года существует проект программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Татарстана.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

Уже два года существует проект программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Татарстана. Но пока республиканская программа не получила статус документа, поскольку официально не утверждена. О реформе ЖКХ говорят на всех уровнях. На первой осенней сессии Госсовета РТ планировалось рассмотреть проект программы, чего не произошло. Почему? И в чем заключаются основные проблемы в данной сфере? Об этом наш разговор с одним из главных разработчиков программы реформирования ЖКХ республики – первым заместителем министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ленаром Валеевым.


Дело – за Правительством и Госсоветом

– Хотя наша республиканская программа еще не принята, однако существует основополагающий федеральный документ, который, в принципе, работает, – говорит Ленар Сайделович. – В его платформу заложены стандарты, установленные для всех субъектов Федерации. Но мы несколько отклонились от российской программы. И постановлением Правительства республики утвердили свои стандарты, которые направлены на социальную защиту малоимущих слоев населения и отличаются от федеральных.


Согласно федеральной программе платежи за жилищно-коммунальные услуги не должны превышать двадцати двух процентов от семейного дохода. Если данный показатель выше, семья может рассчитывать на социальную защиту в виде жилищных субсидий. В Татарстане эта планка установлена на уровне шестнадцати процентов. Разница в шесть процентов покрывается за счет республиканского бюджета. В этом главное преимущество татарстанской программы.


– Так все-таки почему она до сих пор не принята?


– Президент республики поступил мудро – сначала он решил обсудить данный вопрос на Совете безопасности Татарстана, что и было сделано в августе нынешнего года. И есть решение Совбеза – сначала вынести программу на уровень Правительства, а затем – в Госсовет. Планируем скоро представить ее Правительству, а в республиканский парламент она реально попадет, думаю, в первом квартале будущего года.


Сейчас пересчитываем параметры программы, дорабатываем ее, поскольку разработана она была два года назад, и за это время в нашей жизни многое изменилось.


– Реализация нашей программы реформирования, рассчитанная до 2010 года, оценивается примерно в тридцать миллиардов рублей. За счет каких финансовых источников?


– Действительно, предусматриваются довольно крупные инвестиции в ЖКХ. И понятно, что только за счет бюджета республики реализовать задуманное невозможно. Поэтому мы надеемся и на инвестиционные структуры, и на банковские кредиты, и на прочие источники, которые нужно найти, а затем распределить средства конкретно по годам.


Тарифная политика изменилась

– То, что тарифная политика в ЖКХ существенно меняется, видно, как говорится, невооруженным глазом. Однако население не в восторге от таких изменений…


– Раньше тарифы утверждались без экономически обоснованных расчетов и аудита. Министерство финансов с республиканским Центром экономических и социальных исследований на основе данных предыдущего года определяли нормативы на следующий период. В итоге мы вынуждены были утверждать заведомо низкие расценки, недостаточные для того, чтобы отрасль чувствовала себя нормально.


В этом году поставили перед собой задачу: до 1 сентября провести аудит всех тарифов. Провели его и защитили бюджет 2004 года по экономически обоснованным тарифам. Отныне отраслевые предприятия будут финансироваться не по остаточному принципу, как было доселе, а в соответствии с экономически обоснованными тарифами. И дальше уже от руководителей и экономистов ЖК-структур зависит, каким образом в этой ситуации вести учет, экономику своих организаций, чтобы они были не убыточными, а прибыльными.


До 1 января администрации городов и районов Татарстана должны утвердить свои тарифы на ЖК-услуги в соответствии с республиканскими стандартами (но не ниже их) и по согласованию с министерством. Исключение составляют тарифы, устанавливаемые Республиканской энергетической комиссией (на тепло- и электроэнергию, горячую воду, газ). На местах лучше знают, во что обходится та или иная услуга. К примеру, юго-востоку республики трудно достается вода, поэтому там она дорогая. И чем дальше от Набережных Челнов, тем обходится дороже. И самая высокая себестоимость воды в Азнакаеве.


Также в бюджете-2004 впервые заранее учтено ожидаемое в будущем году повышение цен на энергоносители. В федеральную жилищную политику внесены позитивные изменения: отныне все тарифы – и на энергоносители, и на жилищно-коммунальные услуги – должны повышаться единовременно и лишь раз в год. Раньше энергетики по своему усмотрению увеличивали расценки, и проходило время, прежде чем повышались тарифы на ЖК-услуги. В связи с этим жилищно-коммунальные предприятия несли немалые убытки.


Справедливость восстанавливается

– В республике выдаются жилищные субсидии. Сегодня существуют субсидии-дотации (для предприятий, оказывающих услуги по датируемым тарифам), субсидии-льготы (для граждан, которым они определены законодательством) и субсидии для малоимущих. Практически по всему жилищно-коммунальному хозяйству была создана соответствующая база данных. И идет выплата субсидий через персонифицированные счета в “Ак барс”-банке. Но есть проблема с выделением субсидий представителям жилищно-строительных кооперативов Казани, участвующей во всероссийском эксперименте в рамках реформы ЖКХ. Хотя право на социальную поддержку имеют все граждане, независимо от их места проживания и принадлежности жилья – государственной, ведомственной или частной.


– Вы правы, такая проблема существовала. Механизм предоставления субсидий собственникам жилья был довольно-таки сложным и весьма затратным. Председателям ЖСК, чтобы обеспечить социальную гарантию своим подопечным, нужно было проделывать обременительную работу, к примеру нотариально заверять устав ЖСК и создавать базу данных, причем небезвозмездно. В свое время по этому вопросу чисто организационно не доработал городской департамент строительства и ЖКХ. Да и сами председатели кооперативов повели себя пассивно.


Но сейчас для собственников жилья разработан отдельный порядок получения субсидий. И проблемные моменты новым механизмом сняты. Недавно в Кабинет Министров направлен соответствующий проект постановления. Теперь не нужно будет нести дополнительные затраты. Собственникам даже не обязательно готовить базу данных в электронном виде. Они могут прийти в городскую расчетную палату со своей картотекой, а там готовы бесплатно сформировать для них базу данных и оказать другую помощь. Такая договоренность с палатой уже достигнута. Останется только представить данные в органы соцзащиты. А потом в течение года вносить в базу изменения: возможно, в ЖСК появится новый льготник или кто-то умрет, поменяет место жительства. Но председатели ЖСК должны сами проявить инициативу: в Казани около четырехсот кооперативов, и за каждым председателем не набегаешься.


– А будут ли возмещены не дополученные кооператорами средства?


– Обязательно, как только заработает новый порядок. Сейчас решаем этот вопрос с Правительством республики. Надеемся, что деньги в ближайшее время выплатят членам ЖСК полностью за весь нынешний год в виде аванса. А в первом квартале нового года собственники должны будут отчитаться, что субсидии дошли по назначению, и база данных в электронном виде представлена в органы соцзащиты. Пока отчет не будет предъявлен, дальнейшая выплата субсидий приостановится.


Люди должны получить то, что им предназначено по закону. Тем более что эти средства предусмотрены в бюджете.


Тормоз реформы

– Ленар Сайделович, что же в конце концов является главным тормозом реформы?


– Основной и вместе с тем самый болезненный вопрос реформы – это формирование нормального собственника жилья. Сегодня в республике более семидесяти процентов жилья приватизировано, однако оно до сих пор находится на балансе у государства. Но ведь это же ненормальное явление! Необходимо, чтобы жильцы создали объединения собственников, стали хозяевами и балансодержателями своего жилого фонда. За этим завтрашний день, поскольку государство не может долее нести бремя жилищной нагрузки.


В настоящее время министерство готовит материалы, касающиеся формирования собственника жилья. Вопрос очень сложный. Квартиры-то люди приватизировали, на что имеют соответствующие договоры. Но не подтверждено право собственника на владение местами общего пользования (части подвала, лифта и прочего), на земельный участок, приписанный к этому дому. Поэтому Минстройархжилкомхоз вместе с другими заинтересованными структурами – службой земельного кадастра, Регистрационной палатой, Министерством земельных и имущественных отношений, Бюро технической инвентаризации и прочими – решает эту проблему. Чтобы расставить все точки над “i”, требуется принятие документов на уровне Правительства.


Там, где уже сформировались нормальные товарищества собственников жилья (с добросовестными председателями, что немаловажно), люди чувствуют себя хозяевами. Они экономят деньги, зная, что со стороны не получат ни одного рубля (не считая субсидий).


– Помнится, был спор, связанный с постановлением главы администрации Казани, которое обязывало ЖСК заключать договоры на вывоз мусора только с райжилуправлениями…


– …Тогда жильцы подсчитали затраты и поняли, что для них это невыгодно. По договорам с райжилуправлениями вывоз мусора оплачивается по нормативу, а не по факту накопления. Собственники платили по факту, что получалось процентов на тридцать дешевле. Мэр Казани Камиль Исхаков понял несостоятельность своего решения и отменил его.


Интересен пример Казахстана, где жилье полностью передано жилищным кооперативам. Там на балансе у государства жилого фонда нет вообще. И в бюджете отсутствует статья на ЖКХ. Есть только строчка, касающаяся поддержки малоимущих слоев населения. Государство устанавливает нижние пределы тарифов. А на общих собраниях кооперативов жильцы уже определяют и принимают тарифы на те или иные услуги. Если поймут, что не укладываются в определенные рамки и нужно платить больше, то повышают расценки. То есть население практически самостоятельно регулирует тарифную политику.


– Вы говорили об аудите тарифов. А не пора ли провести аудит эксплуатирующих организаций? Жалобы на неудовлетворительное предоставление услуг не прекращаются.


– Сегодня эксплуатирующие организации выступают только в качестве подрядчиков, а функции управления перешли к управляющим компаниям. Я всегда говорил и буду говорить: если подъезд не убирается, не надо платить за его уборку. Право каждого гражданина не оплачивать неоказанную услугу.


И опять-таки возвращаемся к вопросу о собственнике. Возьмем, к примеру, хорошо работающий ЖСК. Кооператоры знают, сколько денег соберут за месяц, и как эти средства разумно вложить в свой дом. “Обезличенных” денег здесь быть не может. Пока же происходит следующее: в управляющую компанию стекаются “обезличенные” средства большой части населения. Сегодня деньги, которые все мы вносим, к примеру, за капитальный ремонт, тратятся на один дом (допустим, у него крыша прохудилась), завтра – на второй и так далее. А до других объектов средства не доходят. Если бы сформировался хороший собственник, все собранные деньги оставались бы на его счету, в том числе и те, что идут на управление жилым фондом (такой платеж введен с прошлого года). Он по своему усмотрению распоряжался бы этими средствами. И никто не смог бы израсходовать их на другие нужды.


Тяжело контролировать ситуацию в ЖКХ, пока нет нормального собственника…


Интервью взяла

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще