Арестованный Саддам Хусейн продолжает считать себя законно избранным президентом Ирака, заявляет, что ни иракская армия, ни правительство страны не сдавались войскам англо-американской коалиции и поэтому война не может считаться законченной. Ежедневные диверсии на нефтегазопроводах, обстрелы зданий и нападения на американцев и их союзников косвенно подтверждают его заявления. Случись президентские выборы в Ираке сегодня, как утверждает Хусейн, он снова победил бы на них с подавляющим преимуществом. Но время выборов для него уже закончилось. А время создания в Ираке международно признанного правительства находится где-то в неопределенном будущем. И тем не менее дележ контрактов на восстановление инфраструктуры страны уже идет полным ходом.
О том, что страны, противившиеся войне, столкнутся с “последствиями” такой позиции, США заявляли еще до начала военной операции. Теперь эти обещания конкретизировались. В директиве заместителя министра обороны США Пола Вулфовица говорится о том, что 26 контрактов, связанных с работами в нефтяном и энергетическом секторах, восстановлением коммуникаций и водоснабжения, жилищным строительством и экипировкой иракской армии, распределятся между фирмами из 61 государства. Среди главных конкурсантов – США, Ирак, Великобритания, Испания, Италия, Польша. Борьба развернется за 18,6 млрд. долл., выделение которых на послевоенную реконструкцию было одобрено конгрессом США. Наблюдатели сразу обратили внимание, что в списке отсутствуют компании из России, Германии, Франции и Канады. Они могут рассчитывать лишь на субподряды.
Циркуляр Пентагона, содержащий список стран, которые будут допущены к восстановлению Ирака, вызвал возмущение в Европе. Европейский союз уже объявил о том, что намерен обратиться в судебные органы ВТО по поводу нарушения американцами международных торговых договоров.
Россия тем временем пытается решить свои проблемы в Ираке “по-тихому”. В Москве побывал глава временного управляющего совета Ирака Абдель Азиз аль-Хаким, который заявил о заинтересованности “развивать и углублять отношения с Россией в то время, когда строится новый Ирак”. По словам аль-Хакима, ВУСИ в контексте политической работы преследует две основные цели – прекратить оккупацию Ирака и передать власть иракцам. Это независимое решение, которое носит исторический характер. “Надеемся, что в основе нашего взаимодействия вы будете иметь его в виду”, – сказал аль-Хаким, обращаясь к Президенту России.
Заявление о “независимости” принятого решения вызывает некоторые сомнения. Дело в том, что газета “Вашингтон пост” со ссылкой на членов американской делегации, сопровождавших личного посланника президента США, бывшего госсекретаря Джеймса Бейкера в ходе его поездки в Европу, сообщает, что администрация Джорджа Буша дала понять: для стран, готовых пойти на сокращение внешнего долга Ирака, запретительные ограничения на получение контрактов в Ираке могут быть ослаблены…
Сообщение газеты, видимо, было внимательно прочитано и в Багдаде, и в Москве. Отсюда и неожиданный визит аль-Хакима в Россию. Итогом его стало заявление иракской делегации о полной удовлетворенности результатами переговоров, согласно которым иракские долги России сократились с 8 до 3,5 миллиарда долларов.
Щедрость Москвы легко понять. Главная задача России на данном этапе состоит не в том, чтобы получить новые контракты, а в том, чтобы сохранить старые. Например, даже в условиях международных санкций в 2001 году Россия подписала контракты с Ираком на 2 миллиарда долларов. Предстоит добиться восстановления прав российских компаний “ЛУКойл” и “Зарубежнефть” на разработку нефтяных месторождений и, в первую очередь, на Западную Курну-2, где российским предприятиям полагается нефти на 70 миллиардов долларов. Всего же российские компании участвуют в 17 нефтегазовых проектах, возможный доход от которых составляет сотни миллиардов долларов. Важно также отстоять право России на завершение строительства крупной тепловой электростанции “Юсефия” стоимостью 419 миллионов долларов, которое ведет “Техпромэкспорт”.
Визит аль-Хакима в Москву, совершенный, судя по всему, не без санкции США, восстанавливает перспективы нефтяного бизнеса России в Ираке. Первым практическим результатом стала встреча председателя ВУСИ с президентом “ЛУКойла” Вагитом Алекперовым, на которой обсуждались вопросы, связанные с участием компании в разработке месторождения Западная Курна-2. После этой встречи президент “ЛУКойла” сообщил, что 29 декабря делегация представителей компании посетит Ирак, где проведет переговоры по вопросу реализации контракта на разработку нефтяного месторождения в рамках проекта Западная Курна-2, аннулированного режимом Саддама Хусейна.
Словом, дела как будто бы пошли. Одно смущает. Нынешнее руководство Ирака популярностью в стране не пользуется и никем в мире, кроме участников коалиции, не признано. Появление в Ираке свободно избранного правительства, лояльного к США, в обозримом будущем маловероятно. Следовательно, режим оккупации может затянуться на многие годы.
И тут, как ни странно, интересы России и США совпадают. Америка не может не “отбить” уже вложенные в Ирак огромные деньги и еще большие, которые собирается вложить. Стало быть, держать войска США будут там до тех пор, пока не появятся по-настоящему проамериканские политические и военные силы, способные контролировать страну. Значит, и согласованные проекты все это время будут исполняться. Если же в Ираке произойдет что-то похожее на исламскую революцию в Иране, все придется начинать сначала.
Ну, да что там гадать на кофейной гуще. Пока надо брать то, что дают.