Маленькая закавказская республика стала большой головной болью для огромной России. Собственно, стала она ею еще в начале девяностых годов, когда к власти в стране пришли националисты под предводительством Звиада Гамсахурдиа. Тогда среди национальных движений бывших братских союзных республик было модно самоутверждаться за счет России.
Можно считать, что с относительным успехом этот процесс прошел только в прибалтийских республиках. Сказался, видимо, европейский менталитет, который за десятилетия советской власти вытравить так и не удалось. Поэтому, несмотря на массу претензий по поводу прав русскоязычного населения, межгосударственные отношения с Россией прибалтам все-таки удается удерживать в цивилизованных рамках. Отчего, может быть, и внутренних проблем у них меньше, чем у тех наших соседей, которые избрали курс на сближение с Западом, имея на руках только один козырь – конфронтацию с Россией. Козырь оказался мелким и играл не долго. А вот внутри самих этих стран он создал такие внутренние проблемы, которые не позволяют судить о них, как о состоявшихся государствах. В первую очередь к таким странам относится Грузия.
Главным “достижением” звиадистов можно считать фактическое разделение Грузии на практически независимые от центрального правительства автономные образования. Осетия в свое время вообще была поделена без какого-либо учета этнического фактора, и поэтому Юго-Осетинская АО не мыслила себя без северных родственников и соседей, а стало быть, и без России. Побережье Абхазии и Аджарии за советское время стало средоточием санаториев, домов и баз отдыха, куда приезжали со всего СССР. Кроме того, в обеих республиках, кроме обслуживания туристов, вторым по значимости источником доходов была торговля цитрусовыми, и опять-таки в основном с Россией. Поэтому у всех трех субъектов грузинской федерации был прямой экономический интерес больше дружить с Москвой, чем с Тбилиси.
Есть такая старинная грузинская легенда. Один мудрый, но жестокий царь Грузии собрал к себе в гости всех владетельных князей, бесконечно враждовавших друг с другом, якобы для того, чтобы за братским столом их помирить. Собрал, да всех разом и отравил. Способ этот назвать цивилизованным с точки зрения современной морали довольно сложно. Но, видимо, в средневековье другого способа установить мир в Грузии было невозможно.
Похоже, что свобода, пришедшая вместе с распадом СССР, вернула Грузию на несколько веков назад. При Гамсахурдиа в ней возникла неуправляемая анархия. Относительный порядок сохранялся только в Аджарии, где княжеский род Абашидзе правит уже с XV века, да еще в Абхазии, откуда было изгнано грузинское население. Беженцы из Абхазии и стали тем ураганом, который снес Гамсахурдиа.
Возвращение на тбилисский престол Эдуарда Шеварднадзе было в свое время грузинами воспринято, как явление Христа народу. С его именем связывались надежды на политическую и экономическую стабилизацию в стране. Но вместо поиска политических решений Э.Шеварднадзе решил упрочить свой авторитет маленькой победоносной войной в Абхазии. Но она закончилась катастрофой и полураспадом Грузии. Виноватой во всем была объявлена Россия, а внешнеполитический курс страны был жестко сориентирован на США.
За кулисами нынешних событий в Грузии стоят американцы и, в частности, американский посол. Это очевидно, потому что в самые решающие моменты развития событий именно американское посольство делало наиболее важные заявления, которые фактически и явились причиной штурма оппозицией грузинского парламента и всего произошедшего в дальнейшем. Мотивы американцев достаточно просто объяснить. Бюджет Грузии основывается не на внутреннем продукте, не на производстве, не на налогах. Он на две трети формируется за счет крупнейших спонсоров – Запада и в особенности США. Американцы шлют деньги в Грузию, а они по прибытии туда разворовываются. Видимо, американцы от этого просто устали и решили, что новая власть будет воровать меньше. Пикантным моментом здесь является то обстоятельство, что главным претендентом на пост нового президента Грузии является Михаил Саакашвили, учившийся в США, а после этого работавший министром юстиции в правительстве Шеварднадзе. Хороша же юстиция в стране, где главный юрист одновременно и главный организатор переворота!
Препятствием для легитимизации новой власти являются автономные образования. Еще Э.Шеварднадзе пытался через А.Абашидзе договориться с Абхазией. Ничего из этого не получилось. Теперь в Батуми зачастили новые лидеры Грузии, и пока безуспешно. А.Абашидзе считает, что новые президентские выборы в Грузии совершенно не подготовлены. А М.Саакашвили грозит ему тюрьмой за срыв выборов. Так договориться нельзя. 4 января – срок выборов нового президента Грузии – не за горами, значит, новое обострение обстановки неизбежно.
Задача России в такой ситуации – дистанцироваться от событий в этой закавказской республике, чтобы не быть обвиненной во всех ее бедах. Но и наблюдать безучастно, если США будут активно “регулировать” ход этих событий, нам тоже нельзя. Но на то и существует дипломатия, чтобы находить выходы из безвыходных положений.