16 декабря состоялась последняя в нынешнем году сессия парламента республики. Наиболее значимыми событиями на ней стали назначение выборов в Госсовет на 14 марта 2004 года и принятие в первом чтении законопроекта о внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции РТ.
На этот раз поправки в нашу Конституцию обусловлены недавним внесением изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и касаются деятельности Президента, Государственного Совета и Кабинета Министров Татарстана. А шестимесячный срок, установленный федеральным законом для корректировки Конституции РТ, истекает 7 января 2004 года.
Что же будет привнесено в наш Основной Закон? Например, положение о том, что заседание Госсовета является правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от установленного числа депутатов. По мнению председателя Комиссии по вопросам законодательства, законности, регламента и депутатской этики Мидхата Курманова, данная норма весьма актуальна. Госсовет следующего созыва будет наполовину состоять из представителей партий. “Надеюсь, эта норма позволит Государственному Совету не повторять картину участия депутатов-партийцев в заседаниях Госдумы”, – подчеркнул депутат.
Законопроект уточняет перечень предметов, отнесенных к ведению Госсовета. Например, в нем появится пункт об одобрении проекта договора о разграничении предметов ведения и делегировании полномочий. Правда, депутат Марат Галеев считает, что принципиально важно записать “о взаимном делегировании полномочий”, так как это соответствует названию Договора между Россией и Татарстаном. К тому же без данного уточнения статья Конституции, в которую вносятся изменения, вступит в противоречие со статьей 1 Основного Закона, а последняя может быть изменена только по результатам референдума. М.Галеев попросил считать свое предложение официально внесенной поправкой и обсудить ее при рассмотрении законопроекта во втором чтении.
Конституция устанавливает, что к ведению Госсовета относится утверждение схемы управления Республики Татарстан и определение структуры Кабинета Министров РТ. По словам М.Курманова, смысл этого выражения до недавнего времени являлся предметом дискуссий и даже рассматривался в Конституционном суде РТ. Федеральное законодательство разрешило этот спор. Норма будет изложена в новой редакции: к полномочиям Госсовета отнесено установление структуры исполнительных органов государственной власти республики.
Помимо этого, в Конституции предлагается воспроизвести норму федерального закона об ограничениях, связанных с деятельностью Президента. Глава республики не может быть одновременно депутатом Госдумы РФ, членом Совета Федерации РФ, судьей, замещать иные государственные должности России или Татарстана, а также различные муниципальные должности. Президенту запрещается заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.
Предполагается, что Конституция Татарстана в процессе “шлифовки” пополнится статьями, которые устанавливают порядок принятия Основного Закона и поправок к нему. В частности, не допускается отклонение Президентом РТ Конституции или поправок к ней, принятых в результате референдума.
На сессии также был рассмотрен пакет законопроектов, направленных на дальнейшее развитие местного самоуправления в Татарстане. В первом чтении приняты проекты законов “О муниципальных выборах в Республике Татарстан” и “О местном референдуме”, подготовленные в соответствии с нововведениями в федеральном законодательстве. Их представил председатель Комиссии по вопросам государственного строительства, местного самоуправления и внешних связей Василий Логинов.
Первый из законопроектов вызван необходимостью исполнения судебного решения. Он изменяет положения, касающиеся системы избирательных комиссий и порядка их формирования. Нижестоящие избиркомы предлагается формировать вышестоящими на основе предложений избирательных объединений, блоков и других уполномоченных законом субъектов. В качестве альтернативы сбору подписей для регистрации кандидата предполагается введение избирательного залога. В законопроекте четко определены признаки предвыборной агитации и порядок ее проведения. В частности, устанавливается, что агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, и, следовательно, агитировать за него можно уже при сборе подписей. Предельный размер расходования средств избирательного фонда зависит от численности населения муниципального образования.
Законопроект “О местном референдуме” устанавливает, что инициатива проведения референдума принадлежит гражданам, имеющим право в нем участвовать, избирательным или общественным объединениям, а также – совместно представительному органу муниципального образования и главе местной администрации. Подготовка и проведение референдума возлагаются на избирательную комиссию муниципального образования и участковые комиссии. Агитационный период начинается со дня регистрации инициативной группы и создания соответствующего фонда референдума либо со дня официального опубликования решения о назначении референдума, проводимого по инициативе органов МСУ.
Предельный размер расходования средств фонда референдума, который создается инициативной группой или иной группой участников, зависит от численности населения муниципального образования. Финансирование планируется осуществлять за счет средств соответствующего местного бюджета. Решение будет считаться принятым, если за него проголосовало более 50 процентов участников.
Органы МСУ будут наделены полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния: соответствующий законопроект также прошел через процедуру первого чтения на сессии. Документ имеет большое значение прежде всего для тех, кто проживает вдали от городов и районных центров. Если сегодня за любой, даже самой пустяковой справкой нужно отправляться порой “за тридевять земель”, то с принятием нового закона проблема отпадет сама собой. Проект закона наделяет органы МСУ, на территориях которых отсутствуют загсы, полномочиями на регистрацию актов. Органы МСУ сельских поселений вправе будут регистрировать рождение ребенка, заключение и расторжение брака, установление отцовства и смерть. Для осуществления этих полномочий им будут переданы финансовые средства. На время так называемого переходного периода предусмотрен особый порядок финансирования. Кроме того, при органах МСУ будут созданы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Такова суть поправок к соответствующему закону, который был принят на сессии во втором чтении.
Народные депутаты с сожалением отметили, что приходится признавать утратившими силу законодательные акты о свободной экономической зоне “Алабуга”. Но это делается по решению Верховного Суда РФ, признавшего наш закон об “Алабуге” противоречащим федеральному законодательству. Один из его авторов М.Галеев напомнил, что закон был разработан в середине 90-х годов и после принятия помог оздоровить социально-экономическую ситуацию на строительстве крупного завода, начатом еще в советские времена, но затем лишенном финансирования. Сейчас на базе этой площадки работают 12 инвесторов. Экономически она себя полностью оправдывает. Здесь собираются тракторы “Беларусь”, автобусы, изготавливается нестандартное нефтеоборудование, автокомпоненты, ряд заказов разместили КамАЗ и “Нижнекамскшина”. В нынешнем году налоговые освобождения составили 28 млн. рублей, а налогов поступило более чем 133 млн. рублей.
После того как судом закон был признан недействующим, удалось сохранить льготы для инвесторов через республиканский закон об инвестиционной деятельности. Таким образом, схема продолжает действовать, работоспособность площадки осталась прежней, и теперь можно безболезненно выполнить решение Верховного Суда РФ.
Ирина БЕГИМБЕТОВА.
“Татар-информ”.