Итак, определена дата выборов в татарстанский парламент – 14 марта 2004 года. Выходит, нынешнему составу Госсовета служить осталось всего ничего.
На незатейливый журналистский вопрос “Вы будете баллотироваться в новый состав Госсовета?” большинство нынешних народных избранников ушло от ответа. Одни многозначительно поднимали глаза кверху: мол, сие зависит не только от меня. Другие уклончиво говорили, что еще подумают, поразмышляют. Третьи и вовсе пожимали плечами: дескать, зачем заранее кричать, там видно будет… Что касается глав администраций, к ним с этим вопросом и подходить было бессмысленно – кто же добровольно откажется от такой должности ради простого депутатского кресла? Как бы там ни было, ни один человек не сказал определенно, что он завершает свою политическую карьеру и наконец-то возвращается к своей любимой профессии.
Вероятно, это очень трудно – отказаться от почетной обязанности представительствовать от имени народа. Тем более что обязанность сия весьма недурно оплачивается из бюджета. А если точнее – в размере министерского оклада. Плюс всякие там “мелочи” типа социальных гарантий, к которым относится ежегодный 48-дневный оплачиваемый отпуск с пособием на лечение, медицинское и санаторно-курортное обслуживание (разумеется, не только самого депутата, но и членов его семьи), пенсионное обеспечение и прочее и прочее.
Сказано все это к тому, что нынешний депутатский корпус, заботясь о будущем составе, уже принял в первом чтении законопроект “О статусе депутата Государственного Совета Республики Татарстан”. При ближайшем рассмотрении проекта особых, существенных изменений в означенном статусе вроде бы и нет. Ну разве что депутату вменяется в обязанность войти в ту или иную фракцию, однако таковые до сего времени как-то не проявляли себя в татарстанском парламенте. Значит, их придется организовывать, что в условиях многопартийности не проблематично. Или вот еще. Статья, регламентирующая формы деятельности депутата, рекомендует народным избранникам обращаться “к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан”.
К сожалению, очень мало в проекте сказано о взаимоотношениях депутата с избирателями. Только то, что он “поддерживает связь” с ними, рассматривает обращения граждан, вносит предложения в соответствующие органы, информирует о своей деятельности во время встреч и через СМИ. Все! А если депутат не рассматривает обращений и не вносит никаких предложений? А если он молчит как рыба не только на сессионных заседаниях (к слову, парламентские журналисты мечтали бы услышать живьем голоса многих нынешних депутатов, но они к микрофонам никогда не подходят), но и на приемы с населением посылает вместо себя помощников? Что прикажете делать с таким “слугой народа”? Отозвать его, увы, никак не получится. Об этом в проекте – ни слова…
Зато в проекте предусмотрены все стороны жизнедеятельности народных избранников, вплоть до возмещения им дополнительных расходов (скажем, на марки и конверты) в размере 1500 рублей. На что еще имеет право народный депутат? На бесплатную правительственную и иные виды связи на всей территории республики. Само собой, за обычные телефонные переговоры ему тоже никто не выставит счет, как и за используемый транспорт. За исключением такси, депутат волен бесплатно пользоваться воздушным, железнодорожным, автомобильным и водным транспортом. Кроме того, ему положены льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, а если новоиспеченный избранник народа вообще не имеет своего угла в Казани, то ему на время депутатства предоставляется полностью меблированная служебная квартира с телефоном.
И это еще не все. Даже после завершения депутатской карьеры бывший народный избранник, работавший в Госсовете на профессиональной основе, имеет право на приличную ежемесячную доплату к трудовой пенсии. Если человек поработал в парламенте больше трех лет, то может рассчитывать на старости лет на весьма приличный пенсион в размере трех четвертей зарплаты министра. Как сказано в проекте закона, доплата бывшему народному депутату вкупе с его трудовой пенсией не может в сумме составлять более 75 процентов министерского оклада.
А теперь, граждане, задумаемся и спросим себя: ну почему мы так легкомысленно относимся к выборам? Почему мы ленимся ходить к избирательным урнам? Почему не утруждаем себя обязанностью ставить крест на карьере тех господ, которые видят в депутатстве лишь обильную кормушку? И почему мы потом удивляемся, что имеются у нас депутаты, которым до избирателей нет никакого дела?
Эх, каждому бы из нас стремиться заработать депутатский статус, чтобы обеспечить себе достойную жизнь, да вот беда – маловато мест в парламенте! А следовательно, в Госсовет должны пройти действительно достойные из достойных, те, кого не жалко будет содержать на бюджетные средства – то есть из нашего с вами кармана.