Партия власти получила на выборах практически все, что хотела. Согласно предварительным результатам, две трети мест в нижней палате парламента могут получить партии, так или иначе связанные с Администрацией Президента. По предварительным данным, у них может быть 305 голосов из 450. Этого достаточно для внесения любых, в том числе самых радикальных, поправок в Конституцию России. В первую очередь речь идет, конечно, о “Единой России” и ЛДПР, которая, хотя и подчеркивает, что опирается на протестный электорат, на самом-то деле всегда поддерживала все правительственные инициативы.
В запале полемики с Анатолием Чубайсом Григорий Явлинский назвал СПС виновницей создания того “бандитского капитализма”, который мы сегодня имеем в России. Избиратель с ним дружно согласился и не пустил СПС в новую Думу. Но попутно решил, что и “Яблоко” внесло свой достойный вклад в критикуемое им дело, и отказал в доверии и этой партии. Теперь либеральные идеи будут звучать за пределами Госдумы, а Правительство не будет постоянно натыкаться на альтернативные бюджеты, регулярно составляемые “Яблоком”.
Эту функцию у “Яблока” уже перехватил возглавляемый Сергеем Глазьевым блок “Родина”. Еще в ночь подсчета голосов входящий в “Родину” бывший главный банкир страны Виктор Геращенко заговорил о необходимости плотно поработать над бюджетом 2004 года, который в такой спешке был принят в последние часы работы Думы предыдущего созыва. Но тут, кажется, у “Родины” существенных расхождений с позицией Президента нет. И Путин, и Глазьев дружно заявляют, что незаконные приватизационные сделки должны быть отменены. Стало быть, в вопросе, который после ареста Михаила Ходорковского стал чуть ли не главным во всей избирательной кампании, серьезных разногласий в новой Думе не будет. На плаву останутся только те капитаны большого бизнеса, которые докажут законность происхождения своих капиталов. Или хотя бы абсолютную лояльность власти.
Зато возможен конфликт между Президентом и Правительством, Председатель которого Михаил Касьянов неоднократно выступал в защиту опальных олигархов. Но теперь уже, опираясь на подавляющее большинство в Госдуме, Президент может не особо церемониться с Правительством.
Сокрушительный провал на выборах КПРФ снимает вопрос о сколько-нибудь серьезной альтернативе действующему Президенту на мартовских выборах. Конечно, против коммунистов перед выборами велась целенаправленная работа. Но так было всегда, и всегда КПРФ выходила из этой борьбы с незначительными потерями. Провал нынешней кампании даже и потерями-то назвать нельзя – полный крах. Не прошли, видно, даром внутрипартийные скандалы с исключениями из рядов видных членов партии. Да и Глазьев на фоне замшелого Зюганова смотрелся намного лучше. К тому же он избегал огульной критики режима, а вместо этого предлагал конкретную программу действий. В итоге Компартии придется делать серьезные организационные выводы. Иначе к следующим выборам она может вовсе сойти с политической сцены и уступить свое место некоей партии социал-демократического толка во главе, например, с Глазьевым.
И все же если сложить вместе голоса, поданные на прошлых выборах за “Единство” и “Отечество-Вся Россия”, как раз и получится примерно то, что сейчас получила “Единая Россия”. А если сложить нынешние голоса КПРФ и блока “Родина”, получится примерно тот результат, который имели коммунисты на прошлых выборах. Другими словами, если партия власти под руководством Президента потратила прошедшие четыре года на консолидацию и цели этой достигла, то главная оппозиционная сила, напротив, искала свое место в новой жизни и, как видно, пока его не нашла. Но не все, как говорится, потеряно, обычно такие удары идут на пользу. Как ни крути, а коммунистическая идея бессмертна и свое организационное выражение она так или иначе найдет.
Более важным результатом мне представляется вытеснение из Думы партий либерально-демократического толка. Главным их критическим тезисом в отношении советской власти было “равенство в нищете”. При этом как бы молча предполагалось, что рыночное равенство возможностей создаст материальное неравенство, но без нищеты. Десятилетний эксперимент показал, что неравенство создать легко и просто. Но очень легко и быстро возникла нищета, о которой при советской власти и помыслить-то было нельзя. А вот ликвидировать ее легко и просто не удается. Ответственность за это народ возложил на либералов-рыночников и шарахнулся в сторону ЛДПР.
И Президент, и партия “Единая Россия” нынешними и грядущими мартовскими выборами берут на себя ответственность вернуть общественно-экономические качели из крайне рыночного положения в положение, более близкое к социально справедливому распределению национального дохода. Тем более что на этот период в их руках будет сосредоточена практически вся полнота исполнительной и законодательной власти. Распорядиться ею можно по-разному. Можно твердой рукой установить в стране порядок и законность, а можно и соскользнуть в диктатуру. Соблазн такой есть всегда, а вот ограничителей для него практически не осталось.