– Анатолий Алексеевич, выборная кампания вышла на финишную прямую. Как, на ваш взгляд, она проходила: спокойно, в острой борьбе, с неожиданностями или как-то иначе вы бы оценили ее течение?
– Прежде всего, я бы сказал: в соответствии с законом о выборах депутатов Госдумы. Если сравнивать с выборами предыдущей Думы в 1999 году, то нынче выдвиженцев в кандидаты по Татарстану было больше – в общей сложности около ста человек как в качестве представителей политических партий, включенных в федеральные списки или в региональные части их, так и самовыдвиженцев. Это свидетельствует о том, что политическая жизнь в республике развивается интенсивно. Что касается одномандатных избирательных округов – их, как вы знаете, в республике у нас пять – на первоначальной стадии кандидатами в депутаты там было выдвинуто 75 человек. Большинство – посланцы партий, в отличие от выборов 1999 года, когда большинство составляли выдвиженцы трудовых коллективов, собраний по месту жительства. Теперь же, по новому законодательству, есть два пути выдвижения в кандидаты – от партии и самовыдвижением. И тенденция эта будет укрепляться.
Из 75 выдвиженцев 48 персон были зарегистрированы кандидатами в упомянутых пяти одномандатных избирательных округах.
– Итак, сорок восемь кандидатов получили регистрацию. А остальные сами сошли с дистанции выборного марафона? Кому-то отказали в регистрации в судебном порядке?
– Кто-то не сумел в отведенные сроки заручиться необходимым количеством подписей в поддержку своей кандидатуры, кто-то – сформировать достаточный избирательный фонд, а кто-то посчитал целесообразным сейчас обозначить свое имя с тем, чтобы повести борьбу на предстоящих выборах в Госсовет республики. Это нормальное явление, каждый кандидат вправе принять решение о продолжении борьбы или выбытии из нее.
Есть и случай лишения кандидата регистрации в судебном порядке…
– Имеете в виду Шашурина?
– Да, Верховный суд Татарстана, рассмотрев иск окружной избирательной комиссии, обвинившей кандидата в нечестном ведении предвыборной агитации, принял решение об отмене регистрации этого кандидата.
– И как же выглядит среднестатистический портрет нынешнего кандидата в депутаты Госдумы?
– Во-первых, он помолодел в сравнении с предыдущей думской выборной кампанией. Во-вторых, стал состоятельнее. И в-третьих, в большинстве своем является выдвиженцем политической партии, что дает ему право регистрироваться по одномандатному округу без сбора подписей или внесения избирательного залога, а на основе регистрации самой партии ЦИКом России.
– Многие российские партии имеют свои региональные отделения у нас в Татарстане?
– Из сорока четырех политических партий, зарегистрированных в России, практически все имеют у нас свои отделения. Большинство этих партий – 39 – приняли участие в выдвижении кандидатов: часть их ограничилась выдвижением в одномандатных округах, часть скооперировалась в пять избирательных блоков. Всего в выборах участвуют 23 избирательных объединения – блоки и политические партии. Возможно, что некоторые партии в последний момент отзовут отдельных своих кандидатов – законом это право им дано. И тогда в избирательные бюллетени будут внесены соответствующие коррективы.
– Недешево, наверное, обходится сегодня предвыборная агитация даже для кандидата-одномандатника?
– Недешево. Законом разрешено формировать кандидату избирательный фонд в сумме шести миллионов рублей, и соответствующий контроль за расходованием фонда возложен на избирательные комиссии. Законом предусмотрено также право кандидата зарегистрироваться без сбора подписей – за счет внесения избирательного залога в 900 тысяч рублей. Этим правом воспользовались два кандидата – один в Приволжском, другой – в Нижнекамском избирательных округах.
– Анатолий Алексеевич, коснемся темы, которая в этот период бывает наиболее острой и интересной, – это выборы на страницах периодики и в эфире. Хотя, на мой взгляд, нынче, в отличие от выборов 1999 года, предвыборная борьба не так интересна – нет захватывающих дух разоблачений, бескомпромиссных схваток кандидатов между собой…
– Не хватает черного пиара, хотите сказать? С принятием нынешнего закона о выборах в Госдуму, поправок в закон о СМИ предвыборная агитация в них ведется заметно корректнее, цивилизованнее, грамотнее, чем четыре года назад. Не секрет, что читателям, телезрителям надоел черный компромат. В целом нынче СМИ республики, считаю, удержались в правовом поле, нет, к счастью, серьезных нарушений ими закона, хотя без отдельных погрешностей не обошлось.
– Главный вопрос любых выборов – их честность, объективность результатов. Каковы основания для оптимизма на сей счет? Если конкретнее, кому доверено считать голоса избирателей?
– Избирательная система претерпела изменения по сравнению с тем, что было четыре года назад. Если тогда избирательные комиссии формировали главы администраций районов совместно с местными Советами депутатов, то нынче этим правом наделили вышестоящие комиссии. ЦИК РТ сформировал пять окружных, 63 территориальные, 2932 участковые избирательные комиссии. В них работают в общей сложности более 30 тысяч человек, 70 процентов которых – представители разных политических партий. Это очень важный фактор, исключающий, на наш взгляд, какие-либо инсинуации относительно достоверности итогов выборов.
– Какая конкретно ситуация сегодня в пяти одномандатных избирательных округах?
– Как мы и ожидали, самая напряженная борьба кандидатов идет в Приволжском округе ь27. Там зарегистрировано самое большое количество претендентов на депутатский мандат – четырнадцать, среди которых и ныне действующие депутаты Госдумы, и депутаты Госсовета РТ, и крупные предприниматели. Можно предвидеть, что плотность результатов там будет высокой, и победителя невозможно заранее предугадать. Впрочем, не менее острым будет соперничество и во всех других округах – Московском, Набережночелнинском, Альметьевском, Нижнекамском, где количество кандидатов несколько меньше.
– Чем, на ваш взгляд, можно объяснить тот факт, что далеко не все кандидаты воспользовались правом на бесплатное эфирное время, бесплатную публикацию в газетах?
– Признаться, это и нас, членов ЦИК, окружных комиссий, удивило. Какие-то выводы делать, наверное, еще рано, но тенденция характерна не только для нашей республики – для всей России. Ведь что интересно: эти выборы – последние, когда всем кандидатам было предоставлено право на бесплатное время и печатную площадь. Далее таким правом будут обладать только прошедшие в Госдуму партии, остальные же смогут пользоваться услугами СМИ только за плату. Лично я для себя затронутое вами обстоятельство пока объясняю так: видимо, не все кандидаты уверенно чувствуют себя перед телекамерой и предпочитают отмолчаться, нежели разочаровать в себе телезрителей неудачным выступлением…
– Еще четыре года назад газеты, телевидение охотно и широко отображали хождение кандидатов в народ – встречи в домах культуры, клубах, школах, обходы ими квартир граждан. Сегодня это большая редкость, поскольку достучаться через железные двери квартир избирателей практически невозможно… Какой вам видится эта форма агитации в дальнейшем?
– Будет возрастать роль партийной составляющей этой агитации. То есть кандидатов-одиночек, не представляющих ту или иную партию, практически не будет. Как на Западе, на чью модель демократии мы равняемся. Ведь там в парламентах независимых депутатов, за которыми не стояли бы партии, можно сказать, единицы. А у любой уважающей себя политической партии есть средства агитации в виде газет, телеканалов, которые пропагандируют их платформы, идеологию, и кандидатам не надо ходить по дворам. К этому неизбежно придем и мы, тем более что с предстоящей Госдумы партии, вошедшие в ее состав по итогам выборов, получают преимущества вплоть до бюджетного финансирования.
– На днях вы почти всем составом ЦИК выезжали в Альметьевск. Что-то чрезвычайное случилось?
– Нет, что вы, выезжали на семинар-учебу, которую провели с председателями, членами участковых избирательных комиссий. Напомнили им, что плоды всей их предыдущей работы выявятся 7-8 декабря, потому крайне важно ничего не упустить, все подготовить тщательнейшим образом: и достоверность списков избирателей, и оформление участков, и создание всех условий для свободного и добровольного волеизъявления людей, для работы наблюдателей, журналистов… Призвали их действовать строго по закону, всемерно способствовать тому, чтобы выборы прошли как можно организованнее. Такие же семинары пройдут или уже прошли и в других избирательных округах.
– Кстати, о наблюдателях. Много их ожидается и откуда?
– Два международных наблюдателя – из Англии и Киргизии – уже две недели находятся в республике. Они встречаются с людьми, ездят по городам и районам в соответствии со своей программой. Сообщили нам о своем намерении приехать наблюдатели из Белоруссии, ряда других стран СНГ. Кроме них, в день выборов на участках будет немало и наблюдателей от партий, кандидатов, что предусмотрено законом.
– Наверное, спрашивать о готовности избирательных участков к выборам излишне, не правда ли?
– Да, участки готовы принять всех, кто придет 7 декабря. На предстоящих выборах во многом определится контур нашей с вами жизни, судьба страны на предстоящие четыре года. Участие в выборах по закону является делом свободным и добровольным, но, наверное, каждый из нас с вами не останется в стороне от процесса формирования законодательной ветви власти.