Центральная избирательная комиссия России в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы находится в зоне пристального внимания средств массовой информации. На днях председатель ЦИК России А.Вешняков ответил на наиболее актуальные вопросы региональных СМИ.
– Александр Альбертович, ваш прогноз явки на предстоящие в декабре выборы депутатов Государственной Думы? Почему важно, чтобы на выборах была высокая явка избирателей?
– В избирательной кампании участвуют 23 политические партии и избирательных блока (на выборах 1999 года их было 26). Представлен практически весь политический спектр современной России. В 225 одномандатных округах зарегистрировано более 2000 кандидатов, что всего на 10% меньше, чем в прошлый раз. Поэтому вряд ли на выборы 7 декабря придет меньше избирателей, чем четыре года назад. Более высокая явка избирателей нужна, прежде всего, самим россиянам: чем выше явка, тем более адекватно в Государственной Думе будут представлены политические силы, выражающие основные интересы наших граждан.
– От представителей Центризбиркома часто можно услышать, что новые положения законов о выборах повышают прозрачность избирательных процедур, в том числе при подсчете голосов, и увеличивают возможности для общественного контроля. В чем конкретно это заключается?
– В день голосования на избирательном участке будут присутствовать наблюдатели от политических партий и кандидатов, а также представители средств массовой информации. Кроме того, каждый кандидат и партия могут направить для работы в избирательной комиссии своего представителя с правом совещательного голоса. Помимо непосредственных участников избирательного процесса, правом назначать наблюдателей наделены также все общероссийские общественные объединения, зарегистрированные в соответствии с законом “Об общественных объединениях”. Наблюдатели имеют право следить за ходом голосования, контролировать подсчет голосов избирателей, получать заверенные копии протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования сразу после их составления в помещении участка. Наблюдатели также вправе обжаловать незаконные действия избирательной комиссии в вышестоящей комиссии, ЦИК России и суде.
– Вы говорили, что Государственная автоматизированная система “Выборы” делает невозможной фальсификацию результатов выборов. Но существуют ли какие-то гарантии – юридические и технические – защищенности этой системы от проникновения и корректировки данных по результатам голосования в выгодную для кого-либо сторону?
– Система ГАС “Выборы” распределена по всей территории страны до уровня районных центров, работу системы обеспечивают около 3 тысяч человек – сотрудников избирательных комиссий, в ее вычислительный парк входит почти 10 тысяч компьютеров, объединенных в единую сеть, в целях безопасности она физически отделена от Интернета. Безопасность информации обеспечивается целым комплексом технических, программных и организационных мер, а использование системы на каждом уровне избирательных комиссий контролируется специально создаваемыми контрольными группами, в состав которых входят представители политических партий, избирательных блоков, кандидатов. За несанкционированный доступ или даже попытку такого доступа законом предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
Кроме той системы контроля, о которой уже говорилось, вся информация, поступающая по каналам системы, будет сверяться с данными протоколов, полученных от участковых избирательных комиссий, протоколов территориальных и окружных комиссий.
– Могу ли я проголосовать на выборах со старым советским паспортом?
– Советский паспорт образца 1974 года действует до конца нынешнего года. Поэтому, если вы являетесь российским гражданином, то сможете проголосовать на нынешних выборах в Госдуму, предъявив его. Российскими гражданами автоматически считаются граждане СССР, прописанные на территории России на 6 февраля 1992 года. Тем же, кто не имел прописки на тот момент, необходимо иметь вкладыш, подтверждающий российское гражданство, или соответствующий штамп в паспорте.
– Много ли жалоб на действия избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации поступает сейчас в ЦИК России? Не приходится ли ЦИК России исправлять их ошибки?
– Жалобы есть, причем главным образом на отказы в регистрации кандидатов в окружных избирательных комиссиях. Таковых было около 30, что в 3 раза меньше, чем на прошлых парламентских выборах. При их рассмотрении в большинстве случаев мы отменяли решения окружных избирательных комиссий, защитив право кандидатов на регистрацию.
– Оправданны ли, на ваш взгляд, правовые нормы обновленного избирательного законодательства, дающие политическим партиям определенные преимущества?
– Думаю, что оправданны, так как одновременно предусматривается и повышение ответственности партий, и их финансовая прозрачность. В любой демократической стране политические партии на выборах являются главными участниками. Через партии ведется предварительный отбор кандидатов, повышается их ответственность. В любом случае отдельный депутат в парламенте ничего не решит, только объединившись в группы по общим интересам, можно стать реальной парламентской силой.
Да, партии, которые имеют общественную поддержку, получат определенные преимущества. Например, впервые партии, преодолевшие трехпроцентный барьер на выборах депутатов Госдумы, получат право на государственное финансирование в размере, пропорциональном числу полученных голосов избирателей. Кроме этого, партии, получившие более 5% голосов избирателей и прошедшие в Госдуму, будут освобождены от сбора подписей в поддержку своих кандидатов и внесения избирательного залога на будущих федеральных и региональных выборах. Но при этом партии, которые наберут менее 2% голосов избирателей, должны будут вернуть средства государственным СМИ за тот бесплатный эфир и печатные площади, которые они получают сейчас для своих агитационных целей. А это, кстати, большие деньги – до 100 миллионов рублей с каждой партии, блока.
– Недавно в новостях появилась информация, что большая часть средств из избирательных фондов некоторых партий ими уже израсходована. Из чего формировались эти избирательные фонды, и не используют ли участники избирательной кампании неучтенные, теневые капиталы?
– Информацию о поступлении средств на счет избирательного фонда партии, блока и о расходовании их можно узнать, заглянув на сайт ЦИК России в Интернете. Большую часть средств партии тратят на предвыборную агитацию – выпуск и распространение печатных материалов (листовок, плакатов, рекламных щитов, теледебатов, рекламных теле- и радиороликов), на оплату труда сборщиков подписей и другие услуги.
Закон запрещает оплату предвыборных расходов кандидатов, партий и блоков помимо средств соответствующих избирательных фондов. К нарушителям этой нормы закон предусматривает самые жесткие меры – вплоть до отмены итогов голосования по кандидату или партии.
– Расскажите, пожалуйста, о процедуре обнародования предварительных итогов выборов.
– Предварительные итоги голосования будут получены в течение нескольких часов после закрытия участков в 20.00 по местному времени 7 декабря. Обнародование предварительных итогов голосования будет происходить по мере их поступления в ГАС “Выборы” из территориальных комиссий ежечасно начиная с 21 часа московского времени 7 декабря 2003 года. То есть после завершения голосования в самой западной части России – Калининградской области.
По информации ЦИК РФ.