Первый шаг к объединению братских церквей

Несколько лет назад на встрече патриарха Алексия II с журналистами в Казанском Кремле мне удалось задать ему вопрос о причинах, сдерживающих воссоединение Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ) и Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ).

Автор статьи: Игорь КОТОВ

Несколько лет назад на встрече патриарха Алексия II с журналистами в Казанском Кремле мне удалось задать ему вопрос о причинах, сдерживающих воссоединение Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ) и Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ). Тогда он ответил, что принципиальных причин для сохранения раскола нет, а есть лишь амбиции отдельных иерархов РПЦЗ и некоторые имущественные вопросы, которые легко могут быть решены путем переговоров. И вот, кажется, теперь две русские православные церкви “созрели” для реальных шагов по сближению с перспективой воссоединения.


* * *


Завершившиеся в Москве переговоры Алексия II и членов синода с иерархами русской церкви за границей свидетельствуют о начале качественно новых отношений двух сторон. На встрече были обсуждены возможные формы воссоединения зарубежной церкви и РПЦ и пути преодоления разногласий, обусловленных в первую очередь историческими причинами. Прошедшие консультации “носят подготовительный характер”. Итоги московских встреч будут обсуждены на пастырском совещании духовенства зарубежной церкви, которое начнется 8 декабря в США в штате Нью-Йорк. Главной темой совещания, в работе которого будут участвовать и представители РПЦ, станут перспективы сближения двух частей русской церкви. Такой же вопрос обсудит и синод РПЦ, который состоится в декабре в Москве.


Эти собеседования, отметил представитель Московского патриархата, “помогут подготовить почву для переговоров патриарха Алексия и первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра, визит которого в Россию ожидается в январе”. А официальное приглашение от Алексия II ему было направлено еще в сентябре. Передал его Владимир Путин, встретившийся с митрополитом Лавром во время визита в Соединенные Штаты. Глава РПЦЗ принял приглашение с благодарностью.


Отделение зарубежной церкви от РПЦ произошло в двадцатые годы прошлого века по причинам главным образом политического характера. Часть иерархов, оказавшись за границей вместе с другими русскими эмигрантами, сочла для себя невозможным подчиняться РПЦ, считая ее несвободной в своих решениях по причине атеистических гонений на церковь в советской России.


В годы Гражданской войны часть приходов РПЦ, действовавших на территории, занятой белыми войсками, оказалась отрезанной от основной части церкви. Для нормального функционирования церкви было создано Высшее церковное управление юга России (ВЦУ). После эвакуации участников белого движения из Крыма в ноябре 1920 года большая часть священников и мирян, подчиненных ему, оказалась вне пределов страны. ВЦУ, переименованное в Высшее церковное управление за границей, действовало сначала в Константинополе (нынешний Стамбул), а затем, с согласия Священного собора Сербской церкви, в городе Сремские Карловцы (Югославия). Сейчас штаб-квартира РПЦЗ находится в Нью-Йорке.


В начале девяностых годов прошлого века Московский патриархат начал призывать зарубежную церковь к объединению, заявляя, что с развалом СССР причин для разделения не стало. Руководство РПЦЗ неизменно отвечало отказом, обвиняя собратьев в ереси экуменизма, то есть в желании объединить христианские конфессии, чтобы усилить свое влияние, а также в слишком тесном сотрудничестве с властями. Главой РПЦЗ в то время был митрополит Виталий, активно выступавший за автономию от РПЦ, хотя часть иерархов зарубежной церкви считала, что отношения с Московским патриархатом необходимо налаживать.


Осенью 2001 года первоиерархом зарубежной церкви стал митрополит Лавр, который еще в советские времена заявлял о необходимости сотрудничать с РПЦ. Незадолго до этого Священный синод Русской православной церкви направил послание архиерейскому собору РПЦЗ. В документе было сказано, что “ныне упразднились все те исторические причины, которыми было обусловлено наше с вами разделение. Церковь в Отечестве свободно совершает ныне свое спасительное служение”, и “пора понять, что наше разделение свидетельствует ныне лишь о косности и греховности человеческой”. Священный синод предложил создать комиссию по вопросам единства русской церкви.


Сближение с Русской православной церковью уже поддержали несколько епархий РПЦЗ. Как заявили иерархи Австралийской епархии РПЦЗ в итоговой резолюции пастырского совещания, которое проходило под руководством главы зарубежной церкви митрополита Лавра, “наступило время всем частям Российской поместной церкви для сближения”. По словам священников, представители РПЦЗ не отделяют себя “ни от русского народа, ни от Русской православной церкви”. Представители Германской епархии призвали “всех пастырей русской церкви к молитвенному и деятельному участию в подвиге исцеления ран, нанесенных телу русской церкви и православному народу”. “Проблемы, которые до сих пор препятствовали церковному общению, подлежат совместному решению”, – сказано в резолюции.


Митрополит берлинский и германский Марк, участвовавший в переговорах с патриархом Алексием, назвал их “очень решительным и очень важным шагом”.


Дай, как говорится, Бог, не последним шагом в этом направлении.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще