Полная индифферентность

До выборов Президента РТ еще далеко, нам бы с текущей и предстоящей выборными кампаниями разобраться.

Автор статьи: Раиса ЩЕРБАКОВА

До выборов Президента РТ еще далеко, нам бы с текущей и предстоящей выборными кампаниями разобраться. Однако жить с заглядом в перспективу времен не запретишь, поэтому потенциальным кандидатам, мечтающим в будущем рулить республикой, уже сейчас следует знать, что законодательство меняется.


На прошедшем заседании пленарной сессии вниманию народных депутатов был представлен проект нового закона “О выборах Президента Республики Татарстан”. Он разрабатывался в течение четырех месяцев рабочей группой, в состав которой вошли народные депутаты, сотрудники аппаратов Госсовета и Президента, представители ЦИК.


Докладчик – председатель Комиссии по вопросам государственного строительства, местного самоуправления и внешних связей Василий Логинов – заявил, что принятие законопроекта не потребует дополнительных материальных затрат из казны. Единственное, ЦИКу придется принять соответствующие нормативные правовые акты. Ныне действующий Президент РТ в своем заключении дал “добро” на новый проект, в соответствии с которым закон может быть принят с учетом установленных расходов при разработке и утверждении бюджета республики на очередной и последующий финансовые годы.


Что в нем осталось от старого? Законопроект не предусматривает изменять действующий порядок, в соответствии с которым выборы будут проводиться в два тура. Избранным на должность будет считаться кандидат, получивший более половины голосов избирателей, пришедших к урнам. Выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие 50 и более процентов избирателей.


А вот и новации, которые обусловлены требованиями федеральных законов “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и “О политических партиях”. Заявить о своем желании попробовать сесть в кресло Президента РТ можно в порядке самовыдвижения. Выдвинуть своего претендента в кандидаты на эту высшую государственную должность могут избирательные объединения и избирательные блоки.


Ряд положений законопроекта направлен на активное стимулирование участия политических партий в выборах. Так, статьей 31 проекта предусматривается возможность регистрации кандидатов, выдвинутых политическими партиями или избирательными блоками, даже без сбора подписей избирателей или внесения избирательного залога.


Что касается избирательного залога. Он вводится как альтернатива сбору подписей для регистрации кандидата. Размер залога составляет 15 процентов от устанавливаемого предельного размера расходования средств избирательного фонда. Согласно законопроекту предельный размер расходования средств избирательного фонда кандидата не может превышать цифры, которая складывается из “минималки” (утвержденной на день назначения выборов), помноженной на 100 тысяч.


Чтобы наиболее полно информировать избирателей о претендентах на политическую власть, партиям и избирательным блокам придется обнародовать свою предвыборную программу не только в государственном СМИ, а также в Интернете. Обращение к международной компьютерной сети вменяется в обязанность и ЦИК, дабы обеспечить гласность и открытость выборов.


Значительным изменениям подверглись положения, касающиеся системы избирательных комиссий и порядка их формирования. Здесь будет действовать вертикальная схема: нижестоящие избирательные комиссии формируются вышестоящими. Не самостоятельно, разумеется, а на основе предложений избирательных объединений и блоков.


А вот очень важный момент (вспомните, как журналистов держали в узде, пока суд не отменил “антиагитационный” пункт “ж” в законе о СМИ). В законопроекте о выборах Президента РТ четко определены признаки предвыборной агитации и порядок ее проведения. Старт агитации дается прямо со дня выдвижения кандидата, то есть заниматься ею можно будет уже при сборе подписей. При этом разрешается распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах в сочетании с позитивными либо негативными комментариями, описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата.


Само собой, в соответствии с федеральным законом запрещается проводить предвыборную агитацию органам государственной власти, органам местного самоуправления, всем госслужащим, включая лиц, замещающих государственные должности категории “А”.


Относительно сроков введения закона пока ничего неясно. В самом тексте проекта сказано, что закон вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования. Когда именно намерен Госсовет принять данный закон, тоже непонятно. У народных депутатов, большинство из которых мысленно давно уже распрощались со статусом “народных слуг”, законопроект не вызвал никаких эмоций. Ни положительных, ни отрицательных. В депутатских рядах занимались своими делами – читали, звонили, шептались. Законопроект был принят, что называется, автоматом в первом чтении без всякого обсуждения и обмена мнениями. Как правило, подобные документы бегом не принимаются – случается, дискуссии разгораются не на шутку из-за какой-то запятой или одного слова. А тут… полная индифферентность!


Так что, по мнению наблюдателей, данному документу скорее всего предстоит полежать в загашнике, ожидая своего политического часа…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще