Обсуждение проекта бюджета на 2004 год во втором чтении дважды оказывалось под вопросом. Сначала депутат Осколок предложил исключить из повестки дня этот вопрос – Правительство так и не представило в парламент номенклатуру объектов капитального строительства. Отсутствие нужной бумаги объяснил Премьер-министр (и коллега Сергея Осколка по депутатскому корпусу) Рустам Минниханов: Кабинет Министров не может расписать все объекты капитального строительства, пока не принят федеральный бюджет. Именно в федеральном бюджете выделяются средства на строительство ряда объектов (по федеральной комплексной программе социально-экономического развития Татарстана). Затем этот перечень придется согласовывать с Минэкономразвития России, и только потом Правительство республики точно скажет, что мы будем строить и на какие деньги.
Но даже после этих объяснений депутаты не смогли сразу приступить к работе над проектом бюджета. Депутат Штанин высказал свои сомнения насчет правомерности присутствия в президиуме Президента РТ Минтимера Шаймиева (он же в отпуске по выборным делам). Вы очень плохо о нас думаете, если считаете, будто мы не предполагали, что вы зададите такой вопрос, остановил депутата Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин. Но Александру Штанину ответил сам Президент. Во-первых, именно Минтимер Шаймиев внес проект бюджета для обсуждения в парламенте. Во-вторых, так случилось, что Президент не смог принять участие в его обсуждении ни на парламентских слушаниях, ни в первом чтении. Второе чтение (работа над поправками) считается основным, здесь депутаты и Правительство, по сути, делят деньги: кому, куда и сколько. Поэтому Президент посчитал возможным присутствовать на сессии. Забегая вперед, добавим, что Минтимер Шаймиев практически не вмешивался в ход обсуждения, предоставив возможность депутатам и Правительству самим разбираться в тонкостях документа.
Чем знаменательно состоявшееся обсуждение? Прежде всего тем, что ни одна из отклоненных на заседаниях бюджетной комиссии поправок не была принята на пленарном заседании. Прежде такого не было. Депутатам ранее удавалось выбить на сессии еще немного денег для решения той или иной проблемы. Нынче, похоже, Правительство стояло насмерть: дескать, отдали все, что могли. После обсуждения проекта бюджета в первом чтении были увеличены и доходы бюджета, и расходы, и дефицит, и предельный размер государственного долга.
Депутаты так и не смогли отстоять прежний размер компенсаций (из бюджета РТ) работникам бюджетной сферы, он снизился после октябрьского повышения зарплаты. Зато парламент чуть-чуть реабилитировал себя, вытребовав дополнительно 75 млн. рублей учителям. Эти средства пойдут на оплату классного руководства и за проверку тетрадей. Удалось уговорить Правительство и на другое послабление: 80 процентов сэкономленных средств бюджетные организации смогут направлять на повышение зарплаты. Кроме того, 50 процентов денег, заработанных от предпринимательской деятельности, также можно будет использовать на те же цели. Словом, хотите иметь хорошую зарплату, работайте больше. Только вот в чем вопрос: какая предпринимательская деятельность может быть в школах, детских садах и яслях? Бизнес в больницах ударит по кошелькам тех же бюджетников: зарабатывая в одном месте, им придется отдать эти деньги в другом.
Вполне здравую мысль высказал депутат Якубов. Средняя зарплата работников бюджетных организаций составляет 53 процента от средней зарплаты в промышленности. Работодателем бюджетников выступают органы государственной власти. И если у бюджетников такая низкая зарплата, значит, органы государственной власти как работодатели не могут обеспечить нормальный уровень жизни тем, кого нанимают на работу. Это приходится признать…
Рустам Минниханов не стал говорить об оптимизации расходов бюджета. Про этот довод вспомнили сами депутаты. Главврач двенадцатой казанской городской больницы Тауфик Сафин назвал эту самую оптимизацию… ампутацией. Он уже не первый год бьется над реализацией программы “Семейный доктор”. Программа была принята, но средств для ее выполнения, как всегда, не нашлось. А нужно-то всего-навсего 30 млн. рублей. Между тем “Семейный доктор” – это спасение для населения в условиях, когда в буквальном смысле разрушается система участковых врачей, когда сокращается и число коек в больницах, и численность медперсонала (сокращен каждый пятый врач). Почему в соседней Чувашии эта программа реализуется, а в Татарстане нет? Что, в соседнем регионе больше денег?
Рустам Минниханов ответил депутату: в Чувашии программа “Семейный доктор” реализуется за счет гранта, выигранного республикой. Наш Минздрав здесь недоработал, и мы будем исправлять положение. Но средства бюджета на эти цели использовать не можем. Их просто нет.
Рустаму Минниханову не раз приходилось выходить к микрофону, и депутаты безоговорочно его поддерживали. Хотя, например, далеко не все поняли, каким образом в бюджете 2003 года на текущих счетах скопилось семь миллиардов рублей (доходы возросли на 10 процентов, и расходы снизились на столько же), а мы не можем найти 30 млн. рублей на “Семейного доктора”. Это обстоятельство позволило депутату Штанину сделать вывод: Правительство не может эффективно управлять финансами, именно поэтому парламент должен прописать все доходы и расходы до последней копейки, чтобы не было пресловутого дефицита. Тогда уж все получатели бюджета точно получат то, что им положено.
Тема дефицита и дополнительных доходов бюджета – как нескончаемый мексиканский сериал. Герои говорят, говорят, говорят, но ситуацию изменить не могут. С одной стороны, парламенту хотелось бы контролировать (не на словах, а на деле) доходы и расходы бюджета. Но вслух это произносить депутаты опасаются (слишком высока зависимость от Правительства), а выходы к микрофону Штанина заранее прогнозируемы и эффекта не приносят, скорее, наоборот, вызывают обратную реакцию. С другой стороны, понятно желание Премьер-министра оставить “заначку” для Правительства (дополнительные доходы, которые могут появиться по той или иной статье бюджета) на случай резкого падения цен на нефть, дефолтов и других форс-мажоров. Пять последних лет (как минимум) Рустам Нургалиевич говорит парламенту о напряженном бюджете и столько же времени республика получает дополнительные доходы и перекрывает бюджет. По всей видимости, премьер исповедует вполне понятную житейскую философию: лучше приготовиться к черному дню, чем встретить его с пустым кошельком. Прижимистость Правительства объяснил и Президент: для Татарстана невыгодна как слишком высокая цена на нефть (налоги в этом случае возрастают), так и низкая (недосчитываемся доходов). Поэтому простой арифметический подсчет, базирующийся на высоких ценах на углеводородное сырье, не всегда верен. Словом, исполнительная власть в очередной раз убедила законодательную: бюджет сложный и напряженный. А законодательная власть (после небольших дискуссий) позволила убедить себя в том, что Правительство делает все возможное для улучшения жизни народа…