Война мирного времени

После серии нападений на американцев, проведенных с начала нынешней недели, число военнослужащих армии США, погибших в Ираке после 1 мая, когда Джордж Буш объявил об окончании активной фазы боевых действий, составило 118 человек.

Автор статьи: Игорь КОТОВ

После серии нападений на американцев, проведенных с начала нынешней недели, число военнослужащих армии США, погибших в Ираке после 1 мая, когда Джордж Буш объявил об окончании активной фазы боевых действий, составило 118 человек. А за период активных боевых действий, согласно официальным данным, в Ираке погибли 115 американских солдат. То есть всего боевые потери американских солдат по состоянию на среду 29 октября составили 233 человека убитыми. Еще около 600 военнослужащих, по оценкам независимых экспертов, получили ранения различной степени тяжести. Большинство британских военнослужащих, погибших в Ираке, также были убиты в мирное время – 11 из 19. Кстати, по имеющимся оценкам, в Ираке за время войны погибли от 11 до 15 тыс. иракцев (30 процентов из них – гражданские лица).


В ночь на среду (по московскому времени) Буш дал первую за последние три месяца пресс-конференцию, основной темой которой стала ситуация в Ираке. Сравнив взрыв у здания Международного комитета Красного Креста, совершенный в понедельник в Багдаде, с событиями 11 сентября 2001 года в США, глава Белого дома возложил ответственность за атаки на “иностранных террористов” и сторонников Саддама Хусейна. Очевидно, отреагировав на критику своих соперников-демократов, утверждающих, что Белый дом не предвидел роста насилия в Ираке и не знает, как с этим бороться, Буш заявил, что американские военные “постоянно наблюдают за врагом и приспосабливаются к нему”.


Версию об участии “иностранных террористов” в иракской “войне мирного времени” подтвердил живущий в Лондоне саудовский диссидент Мухаммад аль-Массари. Он заявил, что в Ираке с американскими оккупантами сражаются тысячи граждан его страны. По его словам, количество актов сопротивления в Багдаде будет только нарастать. “Около пяти тысяч моджахедов из Саудовской Аравии находятся в Багдаде, и еще многие со всего мусульманского и арабского мира присоединятся к ним”, – сказал он. “Эти люди уже начали прилагать усилия для того, чтобы выбить американских империалистов из Ирака, но то, что мы видим, – это только вершина айсберга”, – добавил аль-Массари.


На упомянутой пресс-конференции Буш угрожающе заявил, что США дали понять Сирии и Ирану, что они должны положить конец переходам боевиков через иракскую границу. В противном случае США могут принять меры. О заграничных корнях партизанской войны говорится и в распространенном в среду коммюнике Временного правительственного совета Ирака. Заявление было посвящено событиям двухдневной давности, когда в результате взрывов заминированных машин перед представительством в Багдаде Международного комитета Красного Креста и четырьмя полицейскими участками погибли несколько десятков человек и более 200 получили ранения. “Проведенное расследование показало, что некоторые террористы проникли в Ирак из соседних стран”, – отмечается в коммюнике подконтрольного американцам правительства. А министр здраво-


охранения Ирака Ходайир Аббас сообщил, что задержанный в столице террорист-смертник, не успевший взорвать свою машину, оказался сирийцем йеменского происхождения. Тем самым американцам дают понять, что в Ираке они борются не с партизанами, а со всем мировым терроризмом.


Правда, на моральное состояние американских солдат эти заявления практически не влияют. Корреспонденты армейской газеты “Stars and Stripes” опубликовали результаты проведенного ими же опроса 1939 военнослужащих, которые сейчас находятся в Ираке. Половина опрошенных считает, что моральный дух в их боевых подразделениях “низок” или “крайне низок”. Треть полагает, что цели операции “размыты”, а порой и вовсе “не ясны” военнослужащим. 40 процентов утверждают, что их нынешняя работа имеет мало общего с тем, чему их обучали. А 49 процентов и вовсе сомневаются, что продлят контракт с армией.


Что же касается сторонников Саддама Хусейна, то вряд ли они являются главной силой национального сопротивления оккупации. Исторический опыт показывает, что крах диктаторских режимов неизбежно приводит к катастрофическому по масштабам выбросу давно накапливавшихся, но “загнанных в подполье”, приглушенных и замороженных противоречий, взаимных обид, давних этнических и религиозных предубеждений. Анархия, вакуум власти, безнаказанность позволяют проявиться самым темным страстям и инстинктам. Сводятся старые счеты. На политическую сцену врываются полукриминальные главари, “полевые командиры”, а цивилизованных демократических сил, которые могли бы этому противостоять, просто нет. В результате чуть ли не каждый день убивают американских солдат, несет потери вновь созданная иракская полиция, от взрывов гибнут шиитские духовные авторитеты и сотрудники ООН. Под угрозой оказались проекты экономического восстановления страны, потенциально одной из богатейших в мире (вторые по величине разведанные запасы нефти на планете): что толку от этих запасов, если взрывают нефтепроводы, а иностранные инвесторы опасаются идти туда, где царят насилие и разбой?


Последние теракты усилили настроения в администрации США прибегнуть к так называемой “иракификации” (по аналогии с “вьетнамизацией” вьетнамской войны), то есть максимально переложить задачи обеспечения безопасности на плечи иракских полицейских и солдат. Как отмечает “Вашингтон пост”, таков план на грядущую зиму. Однако если он провалится, весной президентская администрация столкнется с непростым выбором. Следует учитывать, что другие государства не спешат посылать свои войска в Ирак, а значительная часть американских военных, находящихся сейчас в этой стране, должна будет вернуться домой.


Все это произойдет в год президентских выборов в США. Численность американских войск в Ираке, возможно, придется сократить с нынешних 130 тыс. до 90 тыс. человек к середине лета 2004 года с последующими сокращениями. У Буша также остается вариант “умыть руки” в Ираке, оставить эту проблему иракцам и поддерживать лишь небольшой контингент под Багдадом – в качестве опоры для некоего иракского правительства. При таком сценарии Ирак может превратиться еще в одно несостоявшееся государство наподобие Афганистана.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще