Дождемся ли справедливого “нефтяного” налога?

Парадокс: страна, которая находится на одном из первых мест в мире по запасам и добыче энергетических ресурсов, заметно отстает от развитых держав по уровню жизни населения, развития наукоемких отраслей.

Автор статьи: Елена ТАРАН

Парадокс: страна, которая находится на одном из первых мест в мире по запасам и добыче энергетических ресурсов, заметно отстает от развитых держав по уровню жизни населения, развития наукоемких отраслей. Над этой загадкой ломают головы простые граждане, специалистам же и экспертам проблема давно ясна. Один из путей ее решения – разумное налогообложение, в том числе “кормящих” страну отраслей – нефтедобычи и нефтепереработки.


Зачем это нужно Татарстану

Казалось бы, налоги должны стимулировать разумную добычу природных ресурсов. Когда мы собираем урожай картошки на своем огороде, то не выбираем только крупные клубни, а подбираем все, что выросло на грядке. В хозяйстве все пойдет в дело. Почему же, когда речь идет о нефтедобыче, используется такая налоговая политика, при которой выгодно извлечь из недр только то, что легко добыть, что не требует больших затрат?


Несколько лет назад депутаты Госдумы РФ от Татарстана подняли этот вопрос на уровне федерального Правительства и парламента, однако реакция коллег была негативной: инициаторов открыто назвали лоббистами. Но жизнь все расставляет по своим местам, и спустя два года уже на правительственном уровне рассматривается вопрос о дифференцировании налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на старых, давно эксплуатируемых месторождениях или же на совершенно новых, еще не разработанных. Такой подход продиктован не только тем, что России необходимо стабилизировать добычу нефти (в условиях постоянно растущих цен на энергоносители их экспорт – основной источник пополнения бюджета). Дифференциация налога на добычу полезных ископаемых поможет стабилизировать цены на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке, поскольку такой подход диктует отказ от “привязки” НДПИ к мировым ценам.


Эта проблема напрямую затрагивает интересы Татарстана, нефтяные месторождения которого относятся к числу сильно выработанных. Понятно, что затраты на добычу одной тонны нефти у нас намного выше, чем на месторождениях Западной Сибири. Отсюда и рентабельность татарстанских промыслов не может сравниваться с сибирскими, и экологическая ситуация в регионе, где полвека добывают нефть, оставляет желать лучшего. Словом, дифференцированный налог должен уравнять положение “старичков” и “молодежи”. И хозяева новых месторождений должны понимать, что молодость не вечна, что нынешние продуктивные промыслы через десяток лет попадут в разряд “пожилых”.


Правительство Татарстана уже не один год “пробивает” подобные подходы к налогообложению в федеральных структурах. Не счесть сколько писем на эту тему подписали Президент и Премьер-министр, сколько раз Минтимер Шаймиев и Рустам Минниханов выступали по этому вопросу на собраниях и совещаниях разного уровня. Вчера была сделана очередная попытка “пробить” этот вопрос на высоком уровне: в Казанской ратуше состоялось расширенное выездное заседание Комитета Совета Федерации по бюджету, которое плавно перетекло в расширенный “круглый стол” по теме “Налоговая система РФ и цены на нефть и нефтепродукты”.


Это мероприятие не случайно прошло именно в Татарстане. Правительство РТ намерено довести начатое дело до логического конца. Принятые Госдумой в первом чтении законопроекты, связанные с изменениями “нефтяного” законодательства, не устраивают регионы с выработанными месторождениями. Эффект от предлагаемых изменений получат новые, только разрабатываемые, месторождения и те, где добыча находится на пике. В масштабах России экономический эффект будет велик, но нужно, чтобы и давние нефтяные регионы почувствовали выгоду от принимаемых решений. “Круглый стол” принял рекомендации для парламента и Правительства. Вероятность, что при обсуждении законопроектов они непременно будут учтены, невелика, но подобные мероприятия формируют общественное мнение, создают базу для того, чтобы через пару лет Правительство РФ вновь вернулось к этому вопросу уже “созревшим”.


Хозяева или арендаторы?

Нынешнюю систему налогообложения необходимо менять еще и потому, что она позволяет нефтяникам жить только текущим днем: добыть, поскорее продать, пока держатся высокие цены на нефть, еще добыть и еще продать. Скважины строятся там, где можно побольше взять нефти, зачастую без научного подхода, без изучения запасов.


Выступая на заседании, государственный советник при Президенте РТ Ренат Муслимов подчеркнул, что сегодня в масштабах России месторождения разрабатываются без правил. Об этом говорит и показатель нефтеотдачи. Если в советские времена он составлял 0,51, то теперь 0,29. Другими словами, мы поднимаем на поверхность только треть того, что возможно. (В США этот показатель, наоборот, вырос до 0,41 и вскоре достигнет 0,6.) Из-за подобной нерачительности Россия потеряла 15 млрд. тонн нефти – столько, сколько добыла за все предыдущие годы развития отрасли.


На фоне общероссийских показателей Татарстан выглядит как оазис. Если в России воспроизводство запасов в последние годы падало, то в республике – росло. Та же ситуация и с малыми нефтяными компаниями. В России их число сокращается, в Татарстане – растет. Малые нефтяные компании, отметил в своем выступлении Премьер-министр РТ Рустам Минниханов, работают на высоковыработанных, нерентабельных месторождениях. При иной налоговой системе результаты их деятельности были бы намного выше. Небольшие месторождения нуждаются в особых условиях, подчеркнул премьер.


Особые условия необходимы и для тех, кто занимается разработкой битумов. За этими ресурсами будущее, мы же не до конца еще это понимаем. Да и крупнейшее в мире Ромашкинское месторождение нуждается в иных критериях оценки. Этот возрастной гигант может работать еще долгие годы, но нужно учитывать его особенности. Представитель же Минфина РФ как раз и говорила о том, что все особенности (выработки, географического положения) фискальным органам учесть трудно. Налоговикам проще работать с конкретной (желательно простой) формулой исчисления налога. Вот и получается, что мы вновь ищем для себя простые пути: сейчас выкачать все, что можно, а завтра – пусть думают другие. Вот и возникает вопрос: кто мы на этой земле – хозяева или арендаторы?


Восточной Сибири повезло

Тем не менее нельзя не отметить, что федеральные власти сделали небольшой шаг вперед на пути решения проблемы “нефтяного” налога. Минэкономразвития РФ, как отметил заместитель директора департамента этого ведомства Александр Гладков, разработало проект закона о налоговых каникулах для крупных месторождений. В их число попали в первую очередь месторождения Восточной Сибири. Именно оттуда планируется протянуть нефтепровод “Восточная Сибирь – Тихий океан”, который будет обеспечивать сырьем растущие рынки Азии. Этот проект – толчок к развитию восточносибирского региона, к его заселению.


Однако налоговых каникул для малых месторождений пока не предвидится. Между тем, как заметил председатель Комитета по бюджету Совета Федерации Евгений Бушмин, для регионов важнее, чтобы налоговые каникулы были для многочисленных малых месторождений, нежели для одного большого: это и рабочие места, и доходы в бюджет. Но… Минфин против.


Рано или поздно это сопротивление удастся сломать. Как отметила заместитель Председателя Совета Федерации Светлана Орлова, базовые статьи Налогового кодекса РФ не пересматривались уже восемь лет. Сколько воды утекло за это время! Сегодня пришло понимание того, что необходимы перемены и нужно поддерживать отрасли, которые дают львиную долю доходов бюджета (налоговая нагрузка на нефтедобычу составляет 51 процент, на сельское хозяйство – только 12 процентов). В этих отраслях, считает С.Орлова, должны развиваться геологоразведка, которая сегодня практически потеряна, наука. Пока не поздно, нужно исправить ошибки.


В работе заседания приняли участие заместитель Председателя Госсовета РТ Александр Гусев, руководители министерств и ведомств РТ, руководители нефтяных компаний.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще