Экономическая наука утверждает, что собственник во все времена – это основа, фундамент любого общества. Быть собственником – значит быть защищенным от любых гримас рынка. Если у тебя есть что-то за душой, значит, по миру не пойдешь и голодным сидеть не будешь. Однако наша российская действительность уже в который раз опровергает доказанные мировой практикой теоремы. Наш собственник (не будем говорить об олигархах и крупных промышленных магнатах) – это по большому счету великомученик, которому собственность доставляет больше хлопот, нежели доходов и удовлетворения. Его (собственника) российские законы поставили в такое положение, что он, скорее, способен расшатать, нежели укрепить экономические основы нашего общества. Именно поэтому федеральное Правительство по указанию Президента РФ еще в прошлом году вышло в Государственную Думу с законопроектом, упрощающим регистрацию прав граждан на земельные и садовые участки, гаражи, индивидуальные дома и т.д. Вчера российский парламент наконец-то рассмотрел этот законопроект в первом чтении.
Цена вопроса
О том, что в нашей стране сложная и запутанная система регистрации прав на недвижимость, говорили и писали давно. Тем не менее, этот вопрос до недавних пор не вставал так остро, как сейчас. Что же произошло в последние год-два? Во-первых, федеральное Правительство всерьез начало раскручивать муниципальную реформу. В основе преобразований – финансовая самостоятельность муниципалитетов. Основа местных бюджетов – это налоги на землю и недвижимость. А как собрать эти самые налоги, если немалая часть земельных участков и объектов недвижимости не зарегистрирована? Фактические собственники имеются, а законных – нет. Следовательно, не с кого получить денежки. По данным экспертов, более 20 миллионов владельцев дачных участков в стране с точки зрения закона таковыми не являются, поскольку не имеют правоустанавливающих (признанных) документов. Это обстоятельство, естественно, не может не напрягать местные органы власти, которые озабочены пополнением муниципальной казны.
Во-вторых, граждане наши грамотные, газеты читают и телевизор смотрят. А там – каждый день статьи и сюжеты о том, что где-то сносятся незаконно построенные дачные поселки и гаражи, с местными органами управления судятся владельцы частных домов – и все из-за собственности, на которую по тем или иным причинам не были оформлены документы или их нет на руках. Сегодня российский гражданин знает, что лучше заплатить налоги за узаконенную недвижимость, чем экономить на собственности “вне закона”. Ведь только узаконенную собственность можно продать и передать по наследству. Именно поэтому в регистрационных палатах такое столпотворение: люди хотят побыстрее получить заветное свидетельство. Однако (опять же по нашим российским законам) сделать это весьма сложно, а порой и невозможно, поскольку экономические реформы так запутали ситуацию, что законодатели никак не могут увидеть свет в конце тоннеля.
Дело в том, что многие российские собственники родились задолго до начала экономических реформ. Те же гаражи, дачи, садовые участки строились в советские времена, зачастую с нарушениями законов, межевание проводилось также не всегда и не всегда по правилам. Документы на участки выдавались и сельсоветами, и колхозами, и другими несуществующими ныне организациями. Кто-то сохранил ветхие бумажки, а кто-то их подрастерял. Случалось, что дачи и сады возводили без разрешения, самовольно, надеясь, что никто никогда не хватится. Земли-то у нас сколько!
Шли годы, дома и гаражи перестраивались, реконструкция нигде не фиксировалась, да и кому приходило в голову узаконивать пристроенную кухню или веранду. Теперь дети (или внуки) пожинают плоды самостоятельности своих предков. Ведь ни один регистрирующий орган не может выдать свидетельство о праве собственности на основании пожухлых бумаг с расплывчатыми печатями. Самые настойчивые решают проблему через суд (путь долгий и хлопотный). А остальные – либо безрезультатно стоят в очередях, либо ничего не предпринимают. Ждут, куда кривая выведет. И вот кривая вывела к… законопроекту с длинным названием (даже не будем его приводить – только запутаем людей), который тут же окрестили законом о “дачной амнистии”, то есть о прощении всех прегрешений, связанных с незаконным строительством, реконструкцией, “прирезанием дополнительной земли”, отсутствием правоустанавливающих документов.
Каким образом власти облегчат нашу жизнь?
Законопроект, по крайней мере тот вариант, который вывешен на сайте Государственной Думы, вносит поправки в ряд федеральных законов, которые в той или иной степени регламентируют регистрацию прав собственности. Законодатель разрешает признать те документы, которые до недавнего времени считались недостаточным основанием для выдачи свидетельства. После принятия закона регистрационные органы обязаны принимать во внимание документы, которые имеются на руках у фактических владельцев, и должны зарегистрировать самовольно построенные и реконструированные объекты и “прирезанные” земли, если по ним не возникает спорных ситуаций. Фактический владелец дома должен просто заявить в местные органы о своем желании зарегистрировать недвижимость. Местные органы, в свою очередь, обязаны в двухнедельный срок рассмотреть заявления граждан и вынести по ним решение. Определен и точный список документов, которые необходимо представить вместе с заявлением. Такой порядок будет действовать до первого января 2009 года.
Представленному законопроекту предстоит пройти долгий путь в Госдуме, однако многие эксперты полагают, что выдвинутая цель – облегчить регистрацию недвижимости – может быть и не достигнута. Еще до обсуждения законопроекта в парламенте отдельные депутаты отмечали, что проблему необходимо решать в комплексе, что поправки в два-три закона не приведут к желаемому результату. К примеру, глава Комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский в интервью агентству РБК отметил, что закон не решит проблему коррупции при регистрации прав на участки. “Определять судьбу самовольных построек на участке будет чиновник, который обязан провести осмотр постройки, чтобы установить ее соответствие строительным нормам”.
Комитет по аграрным вопросам российского парламента представил свой вариант законопроекта, поскольку вариант, предложенный Правительством РФ, по его мнению, нисколько не упрощает процедуру регистрации. Как сообщает газета “Страна.ru”, “аграрии” подсчитали, что для регистрации прав на садовый участок их владельцам все равно придется посетить более десяти различных учреждений, собрать 14 справок и отстоять в очередях 28 дней. Москвичи при этом должны заплатить около 15-20 тысяч рублей. В регионах эта цифра несколько меньше.
Достаточно осторожно комментируют правительственный законопроект и официальные лица в нашей республике. Авторы законопроекта слишком упрощают проблему, заметил председатель Комитета Госсовета РТ по вопросам экономического развития и реформ Марат Галеев. В России все так запутано, что одним законом этот узел не разрубить. Нужно смоделировать ситуацию, чтобы посмотреть, что получится. В некоторых странах эту проблему решают в течение 15 и более лет, а мы хотим взять высоту с первой попытки.
Начальник правового управления Минземимущества РТ Александр Белов приветствует благие цели Правительства, однако полагает, что радоваться рано, нужно посмотреть, в каком виде законопроект будет принят окончательно. Во втором чтении в него могут внести столько поправок, что от первой редакции ничего не останется.
Председатель Комитета РТ по экологии, природным ресурсам и землепользованию Ринат Абдуллин высказал мнение, что этот законопроект крайне необходим в том числе и для того, чтобы узаконить процедуру отказа людей от садов. Сегодня многие не видят экономической целесообразности в выращивании собственных овощей и ягод. Но и продать сады не могут (невозможно зарегистрировать недвижимость), поэтому просто бросают участки. После принятия закона достаточно будет написать заявление об отказе. А может быть, кто-то (если процедура будет действительно упрощенной) зарегистрирует участок и продаст его не без выгоды для себя.
Илсур Сафиуллин, председатель Комитета Госсовета РТ по бюджету, налогам и финансам, считает, что закон должен быть принят хотя бы для того, чтобы проконтролировать все “телодвижения” чиновников, которые отвечают за регистрацию недвижимости. Он искренне верит, что депутатам Госдумы это удастся сделать. Хотя позволю себе не согласиться с уважаемым руководителем комитета: проследить за действиями чиновника не всегда возможно – парламент России принял немало законов, направленных на борьбу с коррупцией, но победа так же далека, как и десять лет назад. Аппарат своих позиций не сдает, скорее, наоборот, наступает. Обсуждаемый сейчас законопроект – еще одно тому подтверждение.
Правительство знает, как решить проблему
Во время обсуждения проекта закона в Государственной Думе заместитель министра экономического развития РФ Андрей Шаронов сообщил, что Правительство России намерено внести на рассмотрение парламента еще два законопроекта – о кадастровом учете и землеустройстве. Эти законы позволят удешевить процедуру межевания и кадастрового учета земельных участков и ликвидировать очереди в регистрационных органах. Более того, Правительство РФ уже приняло постановление об увеличении численности работников кадастра и органов регистрации.
Вместо послесловия. Правительство Татарстана еще до начала обсуждения законопроекта о “дачной амнистии” создало рабочую группу, которая разрабатывает регламент упрощенной регистрации прав собственности (конечно, в рамках федерального законодательства). Как удалось узнать, сейчас в закрытом режиме рассматривается несколько предложений, выдвинутых Минземимуществом, Минсельхозпродом и Регистрационной палатой. Власти Татарстана решили в масштабах одного региона развязать тугой узел проблем собственников. Что ж, в жизни не раз случалось, когда опыт нашей республики впоследствии успешно применялся на федеральном уровне.