В ожидании гранта

Об инициированных российским Президентом Владимиром Путиным национальных проектах в сферах образования, здравоохранения, жилищной политики и сельского хозяйства разговоров в последнее время ведется очень много.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Об инициированных российским Президентом Владимиром Путиным национальных проектах в сферах образования, здравоохранения, жилищной политики и сельского хозяйства разговоров в последнее время ведется очень много. Но до сих пор не все знают, что же реально стоит за громкими словами “национальный проект”. Чего ждать в ближайшем будущем учителям, школам и вузам республики – об этом мы говорили с министром образования и науки Татарстана Раисом Шайхелисламовым.


– Раис Фалихович, что же предполагается сделать в рамках реализации проекта “Образование”?


– Если коротко обозначить основные направления работы, то это стимулирование инновационных школ и вузов, поддержка классных руководителей и лучших учителей, внедрение современных образовательных технологий. Одно из важных направлений – поддержка одаренной молодежи. Еще одно направление имеет отношение к профессиональной подготовке военнослужащих. Есть проект, связанный с созданием двух инновационных университетов в Южном и Сибирском федеральных округах.


– Ну, это от нас далеко, а что делается непосредственно в республике?


– В настоящее время практически завершены все подготовительные мероприятия, связанные с поддержкой учителей, выполняющих функции классного руководителя. В соответствии с этим направлением проекта республике выделяется 226,1 миллиона рублей. 1000 рублей ежемесячно будет выплачиваться классному руководителю в городе, если у него в классе 25 и более учащихся, и сельскому учителю, если в классе 14 и более учеников. Думаю, выплаты начнутся в самое ближайшее время. Но чтобы у учителей не было чувства разочарования, нужно четко заранее пояснить, что из этих же средств будет взиматься и единый социальный налог.


Замечу, что в Татарстане выплаты получат и те, у кого в классе меньше детей, но, естественно, если учеников в два раза меньше, то и сумма выплаты уменьшается в два раза.


– Много вопросов возникает в связи с обещанной Президентом России премией в 100 тысяч рублей для лучших учителей.


Учителя горячо обсуждают, что необходимо для получения школой заветного гранта– Действительно, на эти цели республика в 2006 году получит 28,9 миллиона рублей. Следовательно, 289 учителей нынче должны стать обладателями премии Президента в этой номинации. Их будут определять путем проведения нескольких туров конкурса. При этом мы ставим условие, чтобы на местах участников было не менее чем в три раза больше названной цифры, чтобы был реальный конкурс.


– Поскольку 100 тысяч рублей – деньги для учителя серьезные, многие педагоги уже сегодня опасаются, что получат их не самые достойные, а те, кто умеет поддерживать хорошие отношения с начальством.


– Конечно, очень важно, чтобы обладателями этой престижной премии не стал кто-то по указке, по велению свыше. Умный, толковый учитель, который годами нарабатывает авторитет, нередко молчит о себе, в то же время в коллективе могут быть люди, авторитет которых связан прежде всего с умением преподносить себя. Поэтому в процессе отбора обязательно должны принимать участие общественность, учителя, родители, выпускники школ, средства массовой информации. Мы надеемся, что активизируют свои действия школьные родительские комитеты, которые знают своих учителей.


Но я не говорю, что нельзя учитывать точку зрения директора школы. Как можно обойтись без мнения директора, педсовета? Окончательное же решение на основе изучения всех точек зрения (прежде всего с мест), определения корректности использования методов, которые применялись при установлении обладателей премий, будет вынесено на республиканском Совете по приоритетному национальному проекту “Образование”. Коллегиально.


– Кроме лучших учителей, предусмотрены также премии для лучших школ…


– Да, одно из направлений национального проекта “Образование” предусматривает стимулирование инновационных общеобразовательных учреждений. Согласно российской квоте, связанной с общим числом учащихся в субъекте Федерации, в республике премии получат 87 учебных заведений в этом году и столько же в следующем. На каждую школу выделяется миллион рублей.


– Какие здесь выдвигаются требования для соискателей?


– Важно, чтобы в каждом районе республики была возможность определить хотя бы одну школу – обладателя гранта Президента России. И здесь тоже при определении победителей должны принимать участие родители, выпускники, учителя, пресса. Во многих районах и городах начнут традиционно оценивать школы по количеству поступивших в вузы, победивших в олимпиадах… Это, конечно, правильно, этого нельзя не учитывать. Но вместе с тем есть школы, которые достаточно серьезно работают, добросовестно выполняют свою функцию, готовят кадры как для вузов, так и для предприятий. Нередко это обычная общеобразовательная школа-труженица, и я считаю, что такие учебные заведения тоже надо уметь замечать.


– В рамках национального проекта по развитию образования планировалось выделять гранты в размере 500 миллионов рублей передовым вузам России. Войдут ли в их число вузы Татарстана?


– Первоначально шла речь о стимулировании тридцати инновационных вузов страны. Понятно, что не каждый из 89 субъектов Федерации сможет стать обладателем такого гранта. Поэтому сейчас обсуждается возможность расширения численности награжденных. В этой связи сумма – 500 миллионов рублей – конечно, может быть пропорционально уменьшена.


Пока этот вопрос обсуждается. Но хочу сказать, что поодиночке выступить в таком престижном конкурсе и стать обладателем гранта достаточно сложно. Поэтому мы с руководством ряда наших вузов обсуждаем возможность создания в Татарстане инновационного учебного заведения на основе интеграции ведущих вузов нашей республики в единый инновационный университет.


– Что ждет одаренную молодежь, для которой тоже предусмотрены премии?


– В России будет выделено около пяти тысяч таких премий, размер каждой – 60 тысяч рублей, и наша задача состоит в том, чтобы в число их обладателей попало как можно больше татарстанской молодежи в возрасте от 14 до 25 лет. Это победители всероссийских и международных олимпиад, чемпионы России, Европы и мира в различных видах спорта, победители крупных конкурсов исполнительского мастерства, молодые ученые и аспиранты, которые успешно заявили о себе.


– В проекте предполагается выделить деньги и на информатизацию образования.


– Да, это направление связано с внедрением современных образовательных технологий. На эти цели в республику направляется в этом году 22,2 миллиона рублей. На следующий год ожидаем столько же. Мы должны получить 37 компьютерных классов хорошей оснащенности, на современной технологической основе, имеющих достаточно широкую комплектность. Я считаю, нам такие классы нужны прежде всего для того, чтобы иметь возможность по суперсовременным технологиям вести обучение учителей основам информатики, способам применения компьютерного оборудования для учебных и исследовательских задач. В этих классах по графику будут проходить обучение и учащиеся. Планируем применять оборудование и для того, чтобы совершенствовать материальную базу измерения знаний школьников.


Хочу отметить еще одну важную вещь. В республике проводится немало собственных мероприятий, аналогичных направлениям национального проекта. Это, например, конкурсы “Учитель года”, “Классный руководитель года”, “Лидер в образовании”… И мы считаем, что мероприятия национального проекта прекрасно сочетаются с комплексом мер, принимаемых в республике по поддержке учительства в целом – по развитию инновационных учебных заведений, повышению профессионально-педагогического мастерства, поддержке классных руководителей.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще