В конце прошлого года состоялась очередная сессия Казанского Совета народных депутатов. Среди актуальных вопросов, представленных для обсуждения, значился и вопрос обеспечения общественного порядка на столичных улицах. Однако на его рассмотрение у народных избранников не хватило времени.
Не секрет, что наша столица прочно обосновалась в списке неблагополучных в криминогенном отношении городов. Упрекать милицию в недобросовестном исполнении своего долга несправедливо: худо-бедно, но стражи порядка пытаются обеспечить относительно спокойную жизнь. Истребовав внутренние ресурсы, представители МВД вносят разнообразие в организацию работы в этом аспекте, о чем свидетельствует, например, попытка возрождения народных дружин. Но очевидно, что сегодня о тихих и безопасных казанских улицах остается только мечтать. Главные проблемы милиции известны – нехватка как денежных средств, так и кадров. Снять напряжение в этом плане реально могут помочь частные охранные предприятия, чей потенциал далеко не исчерпан.
В настоящее время в Казани зарегистрировано около трехсот ЧОПов, пятьдесят служб безопасности, в которых работают более восьми тысяч сотрудников. В профессиональном плане частные охранники не уступают кадровым милиционерам: все они проходят специальную подготовку, имеют опыт работы в правоохранительных и силовых структурах, зачастую лучше коллег из госструктур оснащены современными средствами связи, транспортом, оружием. Частные охранники давно стали приметой времени: в штатном расписании любого развлекательно-культурного комплекса, школы, офисов и торговых центров наличие должности секьюрити практически обязательно. Как следует из доклада председателя совета охранно-детективной ассоциации РТ Ильдуса Янышева, с которым он намеревался выступить на ноябрьской сессии горсовета, “в настоящее время под охраной ЧОПов находится более тысячи объектов коммерческой и городской инфраструктуры, на их счету сотни задержанных правонарушителей, сохраненные миллионы рублей от предотвращенных краж. Сотрудники частных охранных структур постоянно привлекаются для помощи в обеспечении общественного порядка во время проведения культурно-массовых мероприятий, регулярно оказывают материально-техническую помощь различным подразделениям татарстанской милиции. Только в дни празднования тысячелетия Казани на базе казанских РУВД создавался резерв из частников в количестве трехсот пятидесяти человек ежедневно”.
В столице разработана специальная “Программа усиления общественного порядка в Казани на 2006-2008 годы”. Она предусматривает “заключение соглашений ЧОПов с отделами внутренних дел для участия в охране общественного порядка и практику привлечения сотрудников частных охранных предприятий к контролю за состоянием общественного порядка на дворовых территориях, прилегающих к автостоянкам”. Но у представителей частных структур реализация этой программы оптимизма не вызывает, поскольку в ней не прописаны механизмы взаимовыгодного привлечения их к решению общих задач. В программе не предусмотрено финансирование организационных мероприятий, также в ней ни слова не говорится о том, чтобы негосударственные службы безопасности рассматривались в качестве равноправных с УВД партнеров. Исходя из этого можно с уверенностью предположить, что на деле участие ЧОПов в охране общественного порядка сведется к добровольно-принудительной форме или же вовсе останется лишь декларацией. Получается, что градоначальники не проявляют особого интереса к наведению порядка на улицах.
Между тем у представителей частных структур есть конкретные предложения о совместной работе, реализация которых была бы выгодна не только обеим сторонам, но в первую очередь обществу. Ильдус Янышев предлагает для решения неотложных вопросов в постоянную рабочую группу администрации города и УВД включить представителя ЧОПа. Также, по его мнению, надо создать механизмы материального и морального стимулирования частного охранника, наделить его правами дружинника и внештатного сотрудника милиции. Кроме того, предоставить право на специальные проблесковые маячки и милицейские радиочастоты для патрульных автомобилей тем частным структурам, которые успели себя положительно зарекомендовать и активно участвуют в городских программах. И еще один важный момент: по мнению частников, сегодня необходимо ввести практику проведения городских тендеров на охрану муниципальных объектов. Этот пункт не является казанским ноу-хау: по результатам городского тендера московским Департаментом народного образования частным структурам разрешается охранять образовательные учреждения. Таким же образом там стерегут и многие государственные строительные объекты. Подобная форма организации безопасности позволяет пересмотреть вопрос распределения финансов, предназначенных для обеспечения порядка: бюджетные организации получают право самостоятельно и более выгодно расходовать выделенные деньги.
Городской устав Казани предусматривает поддержку негосударственных некоммерческих организаций, целевых социальных программ и общественных инициатив. В соответствии с ним городские власти вполне могли бы размещать в СМИ открытый социальный заказ или гранты по созданию и реализации разных программ правоохранного характера. Это могут быть проекты по развитию волонтерского движения, правовому воспитанию школьников, улучшению информационного обеспечения органов внутренних дел, развитию партнерства милиции и общества, о чем давно мечтают в МВД. Тем более что положительный опыт в этом плане уже есть. Деятельность молодежных добровольных формирований по охране общественного порядка – “Форпоста” и Молодежного объединения содействия правоохранительным органам (МОСПО) – хорошо известна в Казани. Их представителей уже несколько лет охотно привлекают к поддержанию безопасности в школах и вузах. Добровольцы активно участвуют в милицейских рейдах по работе с безнадзорными детьми, по выявлению случаев незаконной продажи спиртного и сигарет несовершеннолетним. Подразделения этих молодежных формирований есть практически в каждом учебном заведении столицы. Более тысячи молодых активистов “Форпоста” и МОСПО являются, по сути, кадровым резервом милиции, который не требует бюджетного финансирования. Однако до массового их привлечения к совместной работе с органами внутренних дел пока далеко, хотя необходимость добровольческой работы УВД признается однозначно.
В связи с привлечением к охране общественного порядка представителей частных структур безопасности возникает вполне справедливый вопрос оплаты их деятельности. По данным Ильдуса Янышева, себестоимость содержания одного частного охранника в два-три раза ниже стоимости бюджетного финансирования одного милиционера. К тому же в силу своей рыночной структуры в условиях конкуренции ЧОПы более гибки к запросам клиентов, вынуждены снижать издержки, повышать эффективность и использовать самые передовые технологии обеспечения безопасности. И при этом горят желанием плотно сотрудничать с муниципальными стражами порядка, заявляя об этом во всеуслышание. Услышат ли их чиновники? Или реализация “Программы усиления общественного порядка в Казани на 2006-2008 годы” тихо сойдет на нет?