Одним из основных мероприятий, приуроченных к празднованию тысячелетия столицы Татарстана, было торжественное открытие первого пускового комплекса казанского метрополитена. Линию протяженностью 8,67 километра с пятью станциями, как и планировалось, ввели в эксплуатацию до 30 августа. Первыми пассажирами подземки стали президенты Владимир Путин, Минтимер Шаймиев, Нурсултан Назарбаев, министры транспорта и внутренних дел России Игорь Левитин, Рашид Нургалиев… Они остались довольны введенным объектом, а Владимир Путин даже назвал это событие “настоящей победой метростроевцев”.
Казанцы уже успели оценить новый вид транспорта: плохо ли за считанные минуты, не тратя времени в утомительных пробках, добираться до места назначения! Однако горожан сегодня интересует, не ограничится ли казанская подземка “юбилейным участком”, ведь хочется, чтобы она связывала все новые районы столицы республики.
Хотя на метрострое такой бурной деятельности, как перед тысячелетием столицы, сейчас не наблюдается, буква “М” все же красуется на “фирменных” ограждениях важного объекта транспортной инфраструктуры. Одна из площадок – здесь будет станция “Проспект Победы” – пока числится лишь перспективной территорией, работы здесь еще ведутся. Хотя именно в этом направлении под землей сейчас движутся от станции “Горки” тоннелепроходческие комплексы, именуемые “Ольгой” и “Полиной”. По словам заместителя начальника МУП “Казметрострой” Вениамина Терзиманова, на сегодняшний день щиты проложили 1110 метров тоннеля и, если все будет нормально, в феврале достигнут места назначения.
Между тем будущая подземка уже нацелилась на другой берег Казанки. В Московском районе на улице Декабристов осенью прошлого года появилась еще одна площадка, огороженная метростроевским забором. Здесь, напротив полиграфического комплекса “Идел-Пресс”, ведутся подготовительные работы по возведению станции “Козья Слобода”. Это не окончательное ее название, а рабочее.
Пока специалисты первого участка возводят производственные и служебные помещения, занимаются коммуникациями, ведут геологические исследования. Если электричество уже подведено, то создание водопроводно-канализационной инфраструктуры тормозится – сказывается недостаточное финансирование. Впрочем, такие периоды метростроевцы уже переживали. И сейчас не сидят сложа руки: на площадке орудует экскаватор “Хитачи”, работает буровая установка…
Кстати, тоннель между действующей станцией “Кремлевская” и будущей – “Козья Слобода” проложат под дном Казанки. Расстояние между центральными частями этих станций – 2230 метров, и почти на всей протяженности этот тоннель будет укреплен арматурой, изготовленной из бетона повышенной прочности.
Начало казанской подземке положил, как известно, канадский тоннелепроходческий щит, названный “Сююмбике”. Сегодня он, капитально отремонтированный, “стоит на запасном пути”, готовый в любой момент приступить к исполнению своих прямых обязанностей. Да и метростроевцы настроены на дальнейшие трудовые свершения. Темп их работ зависит, как это ни банально, от стабильного финансирования. С деньгами пока туго, тем не менее греют душу слова Президента Минтимера Шаймиева, который неоднократно говорил, что, несмотря на трудности, мы будем строить метро.