Чтобы оторвать «Булгарию» от грунта, понадобилось несколько часов.
Вчера в два часа дня на поверхности воды показались мачта и капитанская рубка «Булгарии». Восьмой день операции по подъему затонувшего судна принес результат.
К подъему судна приступили в четверг вечером. Как назло, именно в это время поднялся ветер, и по Куйбышевскому водохранилищу, весь день остававшемуся спокойным, пошли гулять волны. На берегу засомневались – не отменят ли операцию? Но на этот раз помешать специалистам погода уже не смогла. Потихоньку, тонна за тонной, два плавучих крана стали нагружать тросы, идущие с двадцатиметровой глубины, из-под корпуса «Булгарии». С Богом!
Нагрузка на тросы росла, а «Булгария» продолжала оставаться на грунте. Волга будто и не собиралась отдавать теплоход, крепко увязший в песке и иле. Сразу вспомнились опасения специалистов по поводу ветхости корпуса судна. Помните, водолазы во время поисковой операции даже отказались от идеи вырезать в нем отверстия – чтобы был шанс поднять его целиком. Так выдержит ли все-таки корпус? Хватит ли сил у плавучих кранов? Эти вопросы в четверг вечером наверняка задавали себе многие из тех, кто следил за операцией. Ответы на них предстояло ждать до следующего утра – к ночи оторвать «Булгарию» от грунта еще не удалось.
Вчерашнее утро сразу подарило надежду. Судно все-таки удалось сдвинуть с места, корму приподняли на шесть метров, сообщил представитель оперативного штаба по подъему теплохода Тимур Хикматов. Было около восьми утра. Не прошло и двух часов – новая срочная информация с места операции: оторвали от грунта и носовую часть! «Булгария» еще не на поверхности, но уже не на дне.
Примерно в два часа дня с небольшим все, кто следит за операцией, увидели: на участке между кранами из воды показались сначала мачта, а затем и капитанская рубка!
Казалось, еще чуть-чуть, на поверхности появятся верхние палубы, и можно будет приступать к герметизации иллюминаторов, а затем и к откачке воды – с тем, чтобы судно уже само выталкивало себя на поверхность. Но так казалось только непосвященным в детали.
Заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский, руководящий операцией и, кажется, которые сутки не смыкающий глаз, устало пояснил: к моменту, когда над водой появилась рубка, нагрузка на один из кранов, тот, что поднимает носовую часть судна, почти достигла предельной величины – 340 тонн. Дальше – никак. Почему нос оказался тяжелее, чем предполагалось? Сюда через разбитые иллюминаторы набралось очень много ила.
Вчера к шести вечера из штаба сообщили: пятое «полотенце» заведено. Заключительной фазой операции руководил уже министр транспорта РФ Игорь Левитин. Он прибыл вчера на место подъема вместе с Президентом Татарстана Рустамом Миннихановым и Премьер-министром РТ Ильдаром Халиковым, сообщил «Татар-информ».
Если все и дальше пошло, как запланировано, к сегодняшнему утру «Булгария» могла быть отбуксирована к сухому доку – он находится в Куйбышевском Затоне, примерно в семи километрах от места аварии. В доке следователи и эксперты ждут, когда можно будет подняться на борт теплохода, унесшего 114 жизней.
Этого момента почти две недели ждут и родственники тех, кто до сих пор считается пропавшими без вести. Их количество, напомним, ко вчерашнему дню уменьшилось до восьми человек. Поможет ли поднятая «Булгария» выяснить их судьбу?
Михаил РЯБИНИН.
Фото с сайта kp.ru