За неделю «Булгария» успела накрепко увязнуть в грунте
Вчера на Волге близ Сюкеева весь день продолжалась операция по подъему затонувшего теплохода.
Плавучие краны «Шторм» и «Могучий», подошедшие к месту катастрофы еще утром в субботу, позволили специалистам начать работы раньше, чем было запланировано. В оперативном штабе даже сообщили: лежащий правым бортом на грунте теплоход попробуют поставить на ровный киль уже в воскресенье. Затем – следующие этапы операции: подъем на поверхность и транспортировка судна в док. Но специалисты всякий раз предупреждали: подводная стихия может скорректировать любые самые точные расчеты.
Первым препятствием стал речной ил. «Булгария», по признанию водолазов, обследовавших ее в первые дни, «рыскала» по дну. Но за неделю, оказывается, успела накрепко увязнуть в грунте. Поэтому, для того чтобы подвести под корпус судна тросы, пришлось расчищать для них путь мощными насосами. В воскресенье подготовительные работы завершили, и экипажи плавучих кранов приступили к выравниванию «Булгарии».
Все шло хорошо, пока вечером не оборвался один из тросов. К этому времени девяностоградусный крен судна уменьшился на двенадцать-пятнадцать градусов. Это положение «Булгария» сохранила даже несмотря на техническую заминку, но процесс выравнивания замедлился. Тут же пришлось решать и проблемы экологического характера. Когда оборвался трос, из корпуса «Булгарии» произошел выброс нефтепродуктов. Все они собраны, заверил заместитель главы МЧС РФ Александр Чуприян.
Пока длилась пауза, водолазы еще раз обследовали дно вокруг теплохода. Погибших не обнаружено.
К восьми утра понедельника «Булгария» приблизилась к вертикали на тридцать градусов. В десять утра заместитель главы Министерства транспорта, руководитель оперативного штаба по подъему судна Виктор Олерский сообщил: работы по выпрямлению «Булгарии» возобновятся ближе к полудню. «Постановка на киль может занять несколько часов, потом мы сразу начнем заводить под корпус «полотенца» – гибкие широкие листы металла», – уточнил Олерский. «Полотенца» – это для того, чтобы ветхий корпус судна выдержал операцию. Обычные тросы могут его порезать, и тогда поднять «Булгарию целиком будет нелегко.
Завод под днище пятнадцатиметровых «полотенец» – процесс сложный, он должен был занять три-четыре часа и завершиться ко вчерашнему вечеру. Одновременно специалисты протаскивали под корпусом второй трос – взамен лопнувшего. Как только это удастся сделать, будет проведена герметизация иллюминаторов – чтобы начать откачку воды из внутренних отсеков теплохода, пояснили в МЧС.
Пока идет операция по подъему «Булгарии», поиск пятнадцати пропавших без вести не прекращается ни на минуту. «Идет обследование акватории, береговой линии, островов. Ищут на воде. Ищут с земли и с воздуха, с помощью авиации. Радиус поиска составляет 200 километров», – сообщил начальник управления информации главного управления МЧС по Татарстану Андрей Родыгин.
В поисковой операции участвуют почти тысяча человек и 197 единиц техники, в том числе 46 водолазов, пятнадцать самолетов и вертолетов, 43 плавсредства.
Михаил РЯБИНИН.
Фото с сайта rferl.org