Состояние жилищно-коммунального хозяйства страны – фундаментальная проблема. И я вижу главную цель реформирования ЖКХ в том, чтобы сделать проживание людей комфортным по доступной цене. В различных регионах эта задача решается по-разному. У нас в Татарстане, в частности, Правительство решило передать полномочия по управлению собственностью тепловых сетей Зеленодольска, Набережных Челнов, Нижнекамска, Елабуги, Бугульмы, Альметьевска, Заинска и поселка Уруссу акционерному обществу “Татэнерго”.
Это решение принималось с учетом того обстоятельства, что муниципальные предприятия тепловых сетей (ПТС) экономически маломощны и поэтому не способны самостоятельно переоснаститься новыми энергоэффективными технологиями. К тому же стоимость гигакалории тепла, вырабатываемой муниципальными котельными, просто по определению выше, чем у станций, производящих тепло и электричество одновременно. Кроме того, организационная разобщенность муниципальных сетей порождала разнобой как в технической, так и в экономической политике. А для того, чтобы оптимизировать затраты и тем самым сдерживать рост тарифов, необходима именно единая техническая политика на всем пути – от производства энергии до ее конечного потребителя.
Самая острая ситуация сложилась в Уруссу. Там ПТС практически развалилось, и подготовку к отопительному сезону администрация поселка проводила с привлечением непрофильной организации. “Татэнерго” пришлось с нуля создавать свое предприятие. Оно уже зарегистрировано и способно самостоятельно эксплуатировать и ремонтировать оборудование. Так что ситуацию удалось удержать, и сейчас работа предприятия опасений не вызывает.
Достаточно серьезные претензии высказала комиссия по проверке готовности к зиме Елабужского ПТС. Там нам пришлось заменить директора предприятия. Сейчас его возглавляет Сагит Мубаракзянович Валиуллин, до этого работавший в большой энергетике и некоторое время – первым заместителем главы администрации Нижнекамска. Так что в нем удачно сочетается и знание всех наших законов и правил, и владение вопросами коммунальной энергетики. За два месяца коллективу удалось выправить положение и подготовить Елабугу к зиме. Все остальные ПТС также своевременно, до 1 ноября, получили паспорта готовности к отопительному сезону.
Параллельно занимались и решением фундаментальных вопросов по адаптации коммунальной энергетики к энергетике большой. Главные среди них – будущая форма собственности коммунальных ПТС, а также анализ их технического и финансового состояния.
Во многих городах средства, собираемые с населения за коммунальные услуги, аккумулируются в единых расчетных центрах, подконтрольных администрации, что приводило в ряде случаев к несвоевременному поступлению платежей на счета некоторых ПТС.
Более 60 процентов потребителей тепла – это население. Часть платежей за население поступала на счета предприятий в виде дотаций государства, при этом сроки перечислений иногда нарушались. Это сегодня собираемость платежей достигла 90 процентов, а в предыдущие годы она была намного ниже. Между тем котельные работали, забирали техническую воду, поставляли тепло, а все упомянутые сбои в сборах, перечислении платежей, а также неудовлетворительная финансово-техническая дисциплина самих предприятий вели к накоплению долгов по платежам за газ, воду и электроэнергию. Появились долги бюджету, кредитным организациям – кредиторская задолженность превысила дебиторскую.
Тяжелое финансовое состояние автоматически влечет за собой техническую отсталость, а она, в свою очередь, еще больше ухудшает состояние казны самих предприятий, что угрожает финансовой несостоятельностью. Такой вот порочный круг, из которого рано или поздно надо искать выход.
Варианты решения проблемы могут быть различными, в зависимости от текущего состояния предприятий. В частности, Альметьевское и Зеленодольское ПТС, технически и экономически более стабильные, пошли по пути акционирования без предварительной процедуры финансового оздоровления. С остальными – сложнее. Им предстоит пройти процедуру банкротства, которая хотя бы позволит остановить нарастающий вал долгов. Сейчас на них введено внешнее наблюдение, затем последует внешнее управление с дальнейшим образованием акционерного общества.
Экспертиза, проводимая сейчас “Татэнерго”, позволит частично погасить долги за счет реализации излишнего имущества ПТС. Дальнейшее создание акционерных обществ позволит предприятиям тепловых сетей за счет продажи акций произвести оплату своих долгов. Конечным этапом предполагается слияние всех созданных таким образом акционерных обществ в единую Закамскую теплосетевую компанию. Предполагается, что “Татэнерго” войдет в эту компанию капиталом ПТС Нижнекамска и Набережных Челнов, которые нам уже принадлежат.
Чтобы все описанные процедуры прошли юридически и экономически грамотно, все наши финансовые и технические структуры уже сейчас содействуют предприятиям. Так, свои балансовые отчеты за 9 месяцев текущего года они защищали в “Татэнерго”. Также у нас прошла защита планов ремонта и инвестиционной программы на 2006 год.
Действующая в “Татэнерго” схема предварительной экспертизы цен на приобретение материалов и оборудования с помощью специализированного предприятия производственной комплектации будет внедряться на всех предприятиях тепловых сетей. Управление безопасности “Татэнерго” проводит проверку всех действующих и вновь заключаемых договоров на предмет финансовой легитимности поставщиков и подрядчиков. Все это позволит сократить возможные случаи завышения цен и объемов, приведет к снижению дебиторской задолженности, а также сделает всю систему хозяйственной деятельности ПТС прозрачной.
Технические службы “Татэнерго” проводят экспертизу состояния оборудования и трубопроводов ПТС. Выявлен довольно низкий научно-технический уровень применяемых технологий. С нового года все переоснащение ПТС пойдет под нашим финансовым и техническим контролем. Большие резервы таит в себе оптимизация работы специализированных автотранспортных предприятий, обслуживающих объекты энергетики.
Предприятие “Энергосбыт” анализирует всю сбытовую деятельность ПТС, отдел правового обеспечения помогает налаживать юридическую работу по взысканию платежей через суд. “Татэнерго”, таким образом, привносит в коммунальную энергетику новую техническую политику и современную культуру производства, технологическую, финансовую и сбытовую дисциплину. Только так можно улучшить экономические характеристики и удержать тарифы предприятий тепловых сетей.
А вот для радикального снижения тарифов на тепло, производимое ПТС, и доведения их до уровня тарифов самого “Татэнерго” необходимы прорывные технические решения. В первую очередь нужно максимально сократить количество котельных за счет соединения коммунальных сетей и максимальной загрузки оставшихся, что сейчас в ряде городов уже и делается. Сегодня средняя загрузка котельных составляет всего 35-60 процентов от установленной мощности. Экономичности от них ждать не приходится. Много допускается потерь в сетях, велики ремонтные затраты. Выход мы видим в последовательной замене металлических труб пропиленовыми, которые служат в 5-10 раз дольше. А удаленные от сетей объекты экономически целесообразно обогревать мини-котельными с хорошим КПД – их в продаже появилось довольно много. Ну и, конечно, котлы, вырабатывающие только тепло, надо последовательно вытеснять оборудованием, которое одновременно производит и электроэнергию.
Такие наработки уже есть. Например, Казанское моторостроительное производственное объединение на базе самолетного двигателя создало газотурбинную установку, способную решать эти задачи. Мы с заводчанами договорились об установке таких мини-станций в Казани, Бугульме, Елабуге, Альметьевске. Хороши они тем, что могут размещаться в самих бывших котельных, так как не занимают много места и сопрягаются с имеющейся в районе котельных инфраструктурой. Кстати, цена таких станций вполне приемлема, они могут находиться и в частной, и в коллективной собственности. Если выполнить предложенную инвестиционную программу, то можно заместить более 25 процентов тепла, вырабатываемого котельными, а также полностью обеспечить электроэнергией собственные нужды ПТС. В ближайшее время мы доложим свои предложения по развитию малой энергетики в Правительстве республики и надеемся, что по этому вопросу будет принято позитивное решение.
Организационные малозатратные мероприятия будут проводиться уже в наступающем году. А в дальнейшем для каждого города будет найдено оптимальное соотношение тепла, производимого котельными, газовыми машинами и ТЭЦ. А критерием оптимизации станет минимизация тарифов. Собственно, в этом-то и состоит главная задача всех проводимых преобразований.
И еще об одном важном моменте. Цена газа в стране стремительно приближается к мировой. Правительство РФ разрешает “Газпрому” ежегодно увеличивать ее на 18-20 процентов. А тарифы на тепловую и электрическую энергию удерживает на уровне инфляции – 9,5-10 процентов. Эти “ножницы” могут пагубно сказаться на малой энергетике. Но выход есть – это внедрение новейших энергосберегающих технологий. В коммунальную энергетику необходимо внести комплекс передовых идей. Таких как использование газотурбинных и газопоршневых технологий, тепловых насосов, использующих низкопотенциальное тепло земли, водоемов, сбросных вод, переход в тепловых сетях на долгоживущие материалы, новые схемы подготовки воды и, конечно, на современный уровень автоматизации.
Непременное условие выполнения всего намеченного – новое мышление работников коммунального хозяйства в части отношения к оборудованию, своему жилью, своим обязанностям. И все это должно базироваться на энергосбережении везде и во всем.
Юрий ЩЕЛОКОВ.
Директор ЗАО “Региональное диспетчерское управление “Татэнерго”, заместитель генерального директора ОАО “Татэнерго” по взаимодействию с предприятиями коммунальной энергетики.