Если не знаешь, куда плыть, любой ветер кажется попутным

На недавнем республиканском совещании руководителей предприятий машиностроительного комплекса зашел разговор и о проблемах авиастроения.

Автор статьи: Елена ТАРАН

На недавнем республиканском совещании руководителей предприятий машиностроительного комплекса зашел разговор и о проблемах авиастроения. Участвовавший во встрече Президент Минтимер Шаймиев, оценивая ситуацию в этой отрасли, заметил: Татарстан больше не будет в одностороннем порядке финансировать авиастроение. Столь крупные проекты нужно финансировать на паритетных началах с федеральным центром.


О сегодняшней ситуации в авиастроении республики и страны мы попросили рассказать Государственного советника при Президенте РТ Марата Сафиуллина.


Вы помните, что в начале 90-х годов, когда начались структурные преобразования в экономике, когда федеральный центр практически полностью отказался от финансирования оборонных, авиастроительных предприятий, когда была отменена структура госзаказа на авиатехнику, Татарстан взял на себя ответственность за судьбу этих предприятий. Республика не только поддержала трудовые коллективы, изыскивая средства на зарплату, – ее выдавали и продуктами питания, и предметами первой необходимости, – но и инвестировала средства в новые проекты. В общей сложности Татарстан вложил в авиастроение за минувшие годы около 500 миллионов долларов. При активном участии Президента РТ были приняты соответствующие федеральные программы, татарстанские проекты вошли в них составной частью. Это было сделано для того, чтобы наши предприятия, осваивающие новую технику, имели долгосрочные заказы и финансирование на новую конкурентоспособную технику. Правительство России обязалось найти внебюджетные источники финансирования в первую очередь для реализации проекта создания нового перспективного регионального самолета “Ту-324”, на который имеется весьма высокий спрос. Ведь эта машина должна прийти на смену широко ныне используемым “Ту-154”, “Як-40”.


Этот проект имеет высокую степень готовности. В наличии вся оснастка, разработан весь технологический процесс. В течение ближайших двух лет машину можно “поставить на крыло” и провести необходимые испытания. Самолет соответствует всем требованиям ИКАО, которые вводятся с 2006 года. Более того, имеются подтвержденные заказы на 60 новых машин.


Однако, руководствуясь непонятными нам соображениями, без публичного тендера, что ставит много дополнительных вопросов, Правительство России, похоже, отдало предпочтение проекту гражданского самолета “RRJ”, который совместно разрабатывают компании “Боинг”, “Сухой” и некоторые другие фирмы. С одной стороны, федеральные власти публично и не отказываются финансировать создание “Ту-324”, с другой – и реальной поддержки, каких-то шагов навстречу мы не ощущаем. Правительство Татарстана предлагало несколько схем, чтобы “раскрутить” финансирование этого проекта. Но эти схемы не смогли бы работать без гарантии государства, ведь мы привлекаем “длинные рубли”, а инвесторы хотят быть уверенными, что их деньги, и немалые, не пропадут. Другие страны именно таким образом поддерживают дорогостоящие проекты в сфере “ноу-хау”.


Проблемы, которые возникают с созданием новых машин на Казанском авиационном объединении, отражаются и на других предприятиях отрасли. Я имею в виду Казанское моторостроительное объединение, где Президент РТ и сделал свое категоричное заявление. Там были подготовлены новый перспективный двигатель НК-93 (его судьба остается под вопросом) и двигатель АИ-22. Проблемы головного предприятия, где происходит окончательная сборка машины, тут же отражаются на смежниках.


Есть и другая причина того, почему Минтимер Шарипович так резко выступил. Мы не получили со стороны России официального исключения этого проекта из федеральных программ. И эта неопределенность, с одной стороны, и постоянные наши действия по реанимации данного проекта, с другой, создают неадекватную ситуацию. Правительство России, как мне кажется, пытается усидеть на двух стульях: и наш проект хочется доработать (но без средств федерального центра) и “RRJ” нужно доводить до ума, видимо, “Боинг” со своими огромными административными и финансовыми ресурсами усиленно лоббирует свою машину в верхах.


Что нам еще не нравится в сложившейся ситуации? Если мы говорим о рынке, то должна быть конкуренция между производителями. Монополия всегда угрожает безопасности государства. Поэтому должно быть несколько проектов, которые на нормальных, прозрачных условиях будут развиваться и конкурировать друг с другом. А такое непропорциональное лобби наносит вред национальным интересам. Почему бы в создавшейся ситуации не организовать открытый тендер, не выставить две машины – “Ту-324” и “RRJ”, показать степень готовности самолетов? Мы, например, готовы рассказать, что наш проект практически полностью локализован, нужно совсем немного средств (по сравнению с вложенными ресурсами), чтобы довести его до логического завершения. Более того, “Ту-324” как минимум в полтора раза дешевле “RRJ”, что тоже немаловажно. Если же эту проблему будет решать конкретный чиновник, то нам будет очень сложно доказать преимущества своего проекта.


Экономические реформы научили нас быть реалистами. Думая о реализации своих проектов, мы всегда просчитываем и худшие варианты развития событий. Нас часто спрашивают: а что будет, если “Боинг” своими мощнейшими ресурсами и беззастенчивым государственным лобби все-таки пробьет проект создания самолета “RRJ”? Ситуация может развиваться по-разному. Сегодня в России наметилась тенденция к централизации. Предприятия авиастроительного комплекса собирают в холдинги по специализации: вертолеты, гражданские самолеты, военные самолеты и так далее. В теории все выглядит логично и прекрасно: появляется мощный “кулак”, с помощью которого мы будем конкурировать с другими иностранными компаниями в небе и на земле. Однако на практике сначала разрабатывается бизнес-план, делаются расчеты, проводятся консультации, а затем принимаются ответственные решения. Можно вступить и в холдинг, если будут реальные гарантии инвестиций и государственного заказа на долгосрочную перспективу. К сожалению, пока этот вопрос остается без ответа, поэтому трудно говорить об эффективности задуманных шагов. Будущее отечественного гражданского авиастроения туманно, а тот объем инвестиций, который закладывается, не покрывает и небольшой части потребностей комплекса. Если говорить конкретно о Казанском авиационном объединении, то круг выполняемых им задач серьезно сузится. По сути, оно превратится в структурное подразделение, в крупный цех: какой заказ перепадет из Москвы, то и будем собирать.


А если КАПО не входит в создаваемый холдинг, но Правительство РФ решает финансировать проект “RRJ”, то ситуация на рынке полностью ломается. Мы – одна республика – не сможем лишь своими силами конкурировать с этим проектом. Ведь “Боинг” только на продвижение своих проектов в Российской Федерации выделяет средства, намного превышающие возможности бюджета Татарстана в этой сфере.


Сложившаяся ситуация вокруг “Ту-324” – это результат того, что на федеральном уровне стратегическими вопросами всерьез не занимаются. Работают больше над тактическими вопросами. Это тоже нужно, но нельзя забывать о генеральной линии движения. Есть хорошая фраза: “Если не знаешь, куда плыть, любой ветер кажется попутным”. Похоже, что в области авиастроения Россия не знает, куда именно нужно плыть, поэтому мы так часто и меняем курс – в зависимости от того, откуда ветер сильнее подует. Беда, если этот принцип станет универсальным.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще