Массмедиа в режиме обновления

Облик, содержание современных средств массовой информации стремительно меняются.

Облик, содержание современных средств массовой информации стремительно меняются. В этой сфере внедряются технические новшества, используются все более эффективные способы подачи информации. И любому СМИ, будь то печатное издание или телеканал, сейчас крайне важно не отстать в этой гонке, успевать за временем

Как-то однажды из Казани позвонили в Москву на один из федеральных каналов с сообщением о том, что в Татарстане открылся новый завод.

– Что, взорвался завод? – тут же заинтересовались на том конце провода (видимо, связь была не очень хорошая). Давайте подробности, ставим в ближайший блок новостей!

– Да вы не поняли, – перебили из Казани. – Завод открылся, а не взорвался.

– Ну­-у это неинтересно, не пойдет… – разочарованно произнес собеседник.

Факт такого разговора из нашей реальной жизни, довольно точно характеризующий содержание наших новостных программ, а шире -состояние современного телевидения и СМИ в целом, привел один из выступавших на расширенном совещании Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям, которое прошло в прошедшую субботу в Кабинете Министров.

В ходе обстоятельного разговора обсуждались итоги работы агентства в 2010 году и задачи на текущий год.

В совещании принял участие Президент Рустам Минниханов.

Одной из основных в ходе обсуждения стала проблема ускоренной трансформации российских СМИ, которая происходит в двух направлениях. Во­первых, это постепенный выход средств массовой информации из-под опеки государства, их переход на самофинансирование, отказ от бюджетного субсидирования. А во-вторых – приход новых технологий в эту сферу, широкое использование электронных средств, все большая популярность интернет-ресурсов. И если не успеть в этой гонке технического перевооружения и новых способов подачи информации, можно оказаться за бортом современной жизни. Как образно выразился один из выступавших, чтобы даже оставаться на месте, сегодня надо бежать.

ЦИФРАМИ СТАТИСТИКИ

С докладом о преобладающих тенденциях в развитии республиканских, российских и мировых СМИ выступил руководитель Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям Марат Муратов. По его словам, на начало года в республике было зарегистрировано 982 средства массовой информации, 700 из которых – газеты и журналы, 265 – электронные издания, 9 – информагентства и 8 – электронные периодические издания.

Самые большие тиражи, отметил Марат Муратов, имеют еженедельные выпуски «Российской газеты», «Комсомольской правды», «Республики Татарстан», газеты «Татарстан яшьлэре», «Казанских ведомостей». Немало в Татарстане и изданий­долгожителей, которым исполнилось более 90 лет («Республике Татарстан» в нынешнем апреле будет уже 94 года. – Авт.), а «Казанский медицинский журнал» в нынешнем году отметит свое 110летие.

Руководитель Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям отметил, что все большее число читателей отдает предпочтение интернет-версиям печатных изданий. Например, сайт газеты «Республика Татарстан» по посещаемости среди интернетверсий СМИ российских регионов занимает второе место.

На финансовую независимость средств массовой информации большое влияние оказывает в том числе и количество размещаемой в них рекламы. 55 процентов от всех потраченных в республике средств на нее (более 2 млрд. рублей) пришлось на телевидение, 22 процента – на печатные СМИ. Еще 18 и 5 процентов достались, соответственно, радиостанциям и интернет-ресурсам.

СЛУХИ О ЗАКАТЕ ПЕЧАТНОЙ ПЕРИОДИКИ ПРЕУВЕЛИЧЕНЫ

Характеризуя мировые тенденции на рынке СМИ, Марат Муратов отметил: «Сегодня в мире наблюдается рост суммарных тиражей печатных изданий. Несмотря на бесконечные прогнозы о гибели газет и журналов, за пять лет он составил без малого шесть процентов. Эта тенденция характерна для всех регионов – и в США, и в Европе с ее изменчивым рынком количество изданий также увеличилось и за год, и за пять лет». По словам Марата Муратова, в Азии газетный рынок вообще процветает, число изданий за пять лет там увеличилось на 20 процентов. Ненамного отстают от него и страны Латинской Америки, где аналогичный показатель составил 17 процентов.

Касаясь проблемы приватизации государственных СМИ, руководитель Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям заметил, что делать это надо продуманно и аккуратно. В завершение Марат Муратов напомнил, что технологии реформирования республиканских СМИ заимствуются другими регионами и даже странами, в частности Ульяновской областью и Казахстаном.

ЖУРНАЛИСТИКА – ЭТО НЕ ТОЛЬКО БИЗНЕС

Заместитель Председателя Госсовета, председатель правления Союза журналистов республики Римма Ратникова в своем выступлении остановилась на социальном положении сотрудников массмедиа. «Средняя зарплата их в 13,5 тысячи рублей зачастую не позволяет свести концы с концами. А иногда и оплатить ипотечные кредиты, которые взяты для получения жилья», – сказала Римма Ратникова. Она заметила, что, когда сама работала журналистом, социальное положение сотрудников СМИ было гораздо более устойчивым. В газетах, по мнению Риммы Ратниковой, сегодня очень редко появляются материалы видных писателей, ученых, общественных деятелей. Это в числе прочего происходит и потому, что гонорары за публикации сейчас очень низкие, и этот вопрос тоже нуждается в своем разрешении. «Проблемы технического оснащения, зарабатывания денег, просто выживания печатной периодики зачастую заслоняют настоящее журналистское мастерство. Журналистику нельзя рассматривать только как чистый бизнес, потому что она выполняет важнейшую социальную функцию», – убеждена руководитель Союза журналистов РТ. А «полусвобода» СМИ, по ее мнению, вредна со всех точек зрения, вплоть до того, что наносит ущерб инвестиционной привлекательности как республики, так и страны в целом.

На совещании также выступили руководители ОАО «Татмедиа» Айдар Салимгараев, телерадиокомпании «Новый век» Ильшат Аминов, телекомпании «Эфир» Андрей Григорьев, московской телекомпании «Спортивное вещание» Василий Кикнадзе.

ИДТИ БЕЗ СПЕШКИ И ПРОДУМАННО

Комментируя важные моменты разговора, Президент Рустам Минниханов отметил, что курс на приватизацию средств массовой информации, который обозначил Президент страны Дмитрий Медведев, в нашей республике будет проводиться и уже проводится. Весь мир уже проходил через этот процесс. Государство и муниципалитеты будут выходить из активов СМИ. Однако эта работа должна идти без спешки и продуманно. В этой связи Рустам Минниханов привел в качестве негативного примера опыт «безграмотной» приватизации производственных объектов в 1990х годах и призвал не повторять прежних ошибок в ситуации со СМИ.

Президент заметил, что в последние годы государство помогало медиасообществу. В противном случае оно не смогло бы выжить. Проводя реформы в этой области, важно выстроить эффективную систему информирования граждан, подчеркнул глава республики. В этой сфере существует, например, опыт частно-государственного партнерства. В любом случае здесь надо действовать вдумчиво, не забывать об особенностях Татарстана. Так, много татар проживает за пределами республики. И электронные СМИ поэтому большую часть своей аудитории также имеют вне границ Татарстана. Подобные особенности необходимо учитывать, отметил Президент.

Через СМИ надо доносить до населения информацию о всех нововведениях в работе и о тех социальных программах, которые реализуются в республике. СМИ – это и обратная связь, с помощью которой население доносит свои чаяния до власти. И на эти сигналы надо реагировать, считает глава республики.

В журналистских материалах должна быть критика, уверен Рустам Минниханов. Ведь она зачастую эффективнее действует на чиновников, чем начальственный окрик. Однако критика при этом должна быть объективной, созидающей, заметил глава республики.

Говоря о кадрах, он подчеркнул важность профессионализма, компетентности современных журналистов. «Тот, кто задает вопрос по какой­либо теме, должен владеть ею лучше, чем его собеседник. Вот тогда журналистский материал будет и интересным, и полезным», – уверен Рустам Минниханов.

Он заявил, что Правительство будет помогать Республиканскому агентству в деле обучения журналистов, в решении вопросов материального обеспечения редакций, в выделении семьям журналистов жилья по программе социальной ипотеки.

В завершение Президент заметил, что в республике в самые непростые годы удалось сохранить медиаресурсы. Это хорошо, но теперь необходимо совершенствовать политику работы со СМИ, поставить дело так, чтобы необходимая информация о жизни республики, о деятельности госорганов доходила до адресата.

Затем Рустам Минниханов вручил государственные награды лучшим представителям СМИ республики.

В совещании также приняли участие руководитель Аппарата Президента РТ Юрий Камалтынов, председатель Совета муниципальных образований РТ Минсагит Шакиров.

Павел ГЕОРГИЕВ

 

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще