Так бывает – живешь себе, живешь, ходишь каждый день на работу, в свободное время занимаешься домашними делами, и вдруг – бац! – срочно понадобилось получить в некоей госструктуре какую-нибудь справку… Или потребовалось пройти медицинское обследование… Или, не приведи Господь, наследство на твою голову свалилось… Вот тут-то и наступает конец спокойной жизни. Говорю об этом не понаслышке: в последние пару месяцев мне пришлось довольно часто “по личным вопросам” бывать в различных госучреждениях. И на себе убедиться: работа с населением в Казани поставлена далеко не лучшим образом.
Время – категория относительная
Подъезжая в 9 утра к Приволжскому районному отделению Пенсионного фонда, я, конечно, предполагала, что какое-то время придется посидеть в очереди. Однако увиденное повергло в полное уныние. Просторный зал, с одной стороны которого располагались стеклянные перегородки (за ними шел прием посетителей), был полон народу. Спрашивать, кто последний, не пришлось: процесс постановки в очередь был… компьютеризирован. На входе сотрудница фонда, поинтересовавшись, по какому я вопросу, протянула мне талончик с номером “57” и объяснила: когда мой номер загорится на электронном табло в центре зала, надо будет пройти в кабинку, номер которой появится тут же, на табло. Растерянно взглянув на это чудо техники, где к тому времени высвечивалась цифра “12”, я поинтересовалась: сколько же хотя бы примерно придется ждать? В ответ на меня посмотрели с недоумением – сколько, мол, надо, столько и будете…
– А может, вы работаете в субботу? – попыталась я тут же прикинуть альтернативный вариант.
– Пока не работаем. В дальнейшем, возможно, будем. Но вам же надо срочно…
Надо было не то чтобы срочно, но время для решения моего вопроса действительно было ограничено. Однако прикинув, что перед обедом у меня назначена рабочая встреча, отменять которую не хотелось, все же решила уйти. Меня сопровождали недоуменные взгляды остающихся. Как потом поняла, эти люди были правы в оценке моего поступка. Лучше бы я отсидела в очереди сразу…
Но это осознание пришло позже, а пока, приехав на работу, попробовала по телефону выяснить в справочной службе Пенсионного фонда – можно ли мою проблему решить побыстрее?
– Да вы не волнуйтесь! – успокоили меня. – У нас же в Приволжском районе работает двенадцать кабинок! И пятьдесят седьмой номер – это совсем ненадолго… Вот когда пенсионеры от соцпакета отказывались, народу действительно было много!
Воодушевленная этими заверениями, через пару дней снова отправилась на прием. Пришла на сей раз заранее, еще до начала работы фонда, и номер мой был двадцать восьмой… Из двенадцати обещанных мне кабинок через час после начала приема работало четыре. Еще через полчаса – шесть. Номера остальных так и не замигали на электронном чудо-табло.
– Раньше без этих штучек работали, в живой очереди сидели, и то быстрее было, – бубнил рядом со мной, кивая на табло, ворчливый пенсионер. И в тот момент я всей душой разделяла его нелюбовь к хитроумной электронике. Когда, наконец, высветился мой номер, посмотрела на часы и убедилась, что просидела под лозунгом “Пенсионная реформа – в действии” час и сорок минут. Теперь я знаю, что в понимании сотрудников Пенсионного фонда значит “недолго”. Воистину, время – категория относительная… Самое обидное, что обсуждение моего вопроса заняло ровно три минуты.
Работающему человеку бесплатно лечиться некогда
Знаете, о чем меньше всего думает относительно молодой человек, который работает каждый день с 9 до 18 часов? О здоровье. Он о нем думать боится. Причем какие-то серьезные проблемы, требующие, например, вызова “скорой” и экстренной госпитализации, пугают его гораздо меньше, нежели несильно проявляющее себя недомогание, требующее исследования, анализов и наблюдения. Потому что в этом случае больничный тебе никто не даст, а вот просидеть в очередях перед разными врачебными кабинетами придется не один час. Правда, в последнее время появилось множество платных клиник, и многие мои знакомые уже решили для себя: лучше потратить деньги, чем убить время. Поэтому их давно не пугают разговоры о платной медицине – они и так лечат платно почти все: зубы, остеохондрозы, хронические холециститы и конъюнктивиты… Недешево, конечно, зато тебе всегда назначат удобное время, в том числе в выходной день. Причем для записи не придется никуда ехать – достаточно просто позвонить. А, придя в назначенный час, ты не увидишь у дверей озверевшую от ожидания многолюдную компанию собратьев по несчастью. Ну а те, у кого денег поменьше, предпочитают вообще не обращать внимания на болезнь, откладывая поход в поликлинику до бесконечности и рискуя получить в будущем все мыслимые и немыслимые осложнения.
Но иногда бывают случаи, когда в поликлинику сходить все-таки необходимо. Мне, например, понадобилось оформить там путевку в санаторий. На удивление быстро попав на прием к участковому терапевту, я уж, было, подумала, что за то время, что не ходила в поликлинику, здесь стали внимательнее относиться к пациентам. Рано радовалась! На ЭКГ в регистратуре меня записали на час дня, и пришлось потратить обед плюс еще полтора часа, чтобы с работы приехать в родную поликлинику на другом конце города и пройти сию несложную процедуру, а затем вернуться обратно. А чтобы сдать анализы, нужно было сначала записаться в журнале перед регистратурой. Запись производится на несколько дней вперед. Прикинув, в какой день я с утра свободнее, поинтересовалась у регистратора: когда будет запись именно на это число?
– А мы не знаем, это как народ пойдет… Приходите и смотрите, – ответили мне.
В итоге пришлось три дня подряд заезжать сюда после работы, чтобы не прозевать нужную дату и успеть внести свое имя в заветный список. Хорошо, что поликлиника открыта до 20.00. А вот с самими анализами – сложнее. Теоретически можно прийти к началу приема – к половине восьмого утра – быстро сдать кровь и успеть к 9.00 на работу. Но легко сказать “быстро”! В половине восьмого вас у дверей встречает очередь пенсионеров, которые приходят сюда чуть ли не к шести. Можно, конечно, сказать – ну не поленилась бы, да и встала разочек на два часа раньше обычного… Но никак не могу понять, почему, хронически недосыпая, как и большинство работающих женщин, я должна вставать в пять утра и занимать очередь на анализы? Кто и когда решил, что это – нормально?
Тем более что как раз примерно в это же время мне уже пришлось пройти через одно подобное испытание – записать ребенка на прием к участковому невропатологу. Если вы не живете на Вторых Горках, где на всю огромную территорию от Завойского до Зорге и от Габишева до проспекта Победы – один детский невропатолог и один детский кардиолог, вам не понять, о чем я говорю. Дело в том, что запись к этим специалистам проводится один раз в неделю – в понедельник, с половины восьмого утра. Если вы придете в семь пятнадцать – считайте, что талончика вам не достанется, потому что очередь перед дверями поликлиники начинает выстраиваться примерно с половины шестого: как известно, нынче редкий малыш не имеет неврологической или сердечной патологии. Хорошо тем, у кого есть автомобиль, – они хотя бы сидят в тепле. А представьте, каково провести два часа на ногах на улице морозным утром… Всегда поражаюсь, глядя на благообразных старушек, которые обычно в этой очереди бывают самыми первыми, что делает с людьми любовь к внукам! Честно сказать, я бы давно плюнула на всю эту систему и отвела ребенка к платному врачу, но у нас ведь проводится регулярная диспансеризация детей, а это значит, что участковый будет требовать от вас записи именно “родного” специалиста.
Однажды я подошла к поликлинике чуть позже, и запись закончилась прямо передо мной.
– Почему же вы не пришли раньше? – отчитала меня на следующий день участковый педиатр, которой я сообщила, что наш поход к невропатологу откладывается. Она искренне полагала, что созданная в поликлинике система нормальна и что нет ничего страшного в том, чтобы провести раннее утро перед закрытыми дверями их заведения. Я, конечно, понимаю – врачей в районных поликлиниках катастрофически не хватает, но почему администрации не придет в голову раз в неделю, в этот самый понедельник, хотя бы прислать дежурного сотрудника и открыть двери на час раньше, чтобы люди могли зайти в теплое помещение, где к тому же можно сидеть? Уж не говорю о том, что на заре двадцать первого века можно было бы придумать более совершенную систему записи на прием к врачу.
Но мы отвлеклись от основной темы. Итак, потратив часть рабочего времени на сдачу анализов, я искренне порадовалась, что для оформления путевки не надо проходить “узких” специалистов, попасть к которым, как услужливо подсказывала мне память, можно, лишь проведя в очереди перед кабинетом как минимум часа три. Правда, оставалось еще получить справку из женской консультации, но туда-то как раз можно приехать вечером, благо работает она до восьми. Однако без пяти семь моего врача уже не было на месте. В регистратуре объяснили, что она ушла по вызову и уже не вернется. На вопрос, что же теперь делать, мне спокойно ответили:
– Ну приходите завтра с утра, она работает с восьми.
Мое замечание, что вообще-то я тоже работаю и поэтому прийти могу только после 19.00, было воспринято без восторга, но мне все же пообещали, что в следующий вечерний прием врач обязательно будет на месте. Так оно и случилось. И мне, можно сказать, даже повезло – перед кабинетом не было очереди.
Бег по кругу
Еще один документ нужно было получить в отделе соцзащиты Московского района Казани. У меня были записаны два телефона специалиста, но четырехдневные попытки дозвониться успехом не увенчались – либо не отвечали вообще, либо было занято. Попыталась выяснить через приемную, в чем дело. Там снова дали те же номера телефонов (“да-да, они не изменились!”) и посоветовали продолжить звонки. На вопрос, нельзя ли сходить и уточнить, когда можно застать нужного специалиста и передать мне это по телефону, ответили: ничем помочь не можем, звоните, а если не дозвонитесь, приезжайте.
Поехала, выбрав время, когда на работе меня вряд ли кто будет искать. С трудом отыскав в глубине микрорайона типовое здание бывшего детского сада, увидела вывеску: “Пенсионный фонд. Вход в соцзащиту со двора”. Пройдя по указанной стрелке и зайдя в здание с другой стороны, с ужасом обнаружила маленький коридорчик, забитый народом. Стульев в помещении не было, и люди – в подавляющем большинстве пенсионеры – жались по стенам. Дух всеобщего раздражения пропитывал тесное пространство. К счастью, мне нужен был кабинет под номером 218, который находился этажом выше. С трудом протиснувшись к лестнице, поднялась на второй этаж и обнаружила, что нужного кабинета там нет. На всем этаже вообще была открыта только одна комната, куда я и зашла в поисках ответов на свои вопросы.
– 218-й – это с другой стороны, – объяснили мне. – Там, где Пенсионный фонд.
Выйдя из здания, вернулась к центральному входу. Найдя нужный кабинет, долго стучала в дверь с кодовым замком. Минут через семь мне открыли. Чтобы сказать, что специалист, которого я ищу, переехал и сидит теперь в 213-м кабинете, вход в который… с другой стороны здания. Обойдя бывший детсад еще раз, нашла-таки 213-ю комнату. Она оказалась запертой. Снова иду в единственный открытый на этаже кабинет и узнаю, что нужный специалист уехал в управление, когда будет – неизвестно. На мою просьбу дать хоть какой-нибудь работающий телефон, по которому специалиста можно застать на месте, лишь пожимают плечами – не знаем, мол. Не поленилась еще раз обойти здание и снова достучаться до 218-го кабинета. Вышедшая на стук женщина, узнав все, что я думаю о системе работы данного госучреждения, недовольно спросила:
– А вы почему утром не пришли?
Наши госслужащие, видимо, действительно искренне полагают, что по утрам работающему человеку больше нечего делать, как ходить по их кабинетам! В общем, с этой женщиной мы поговорили на весьма повышенных тонах. Зато она наконец-то дала мне телефон (как выяснилось, номер все-таки изменился), по которому я смогла поймать нужного специалиста и договориться с ним о встрече в удобное для меня время.
Думается, большинство наших читателей могут привести множество похожих примеров, когда им пришлось тратить время и нервы на получение нужных документов или на поход к врачу. Даже приятные события подчас оборачиваются большой головной болью. От оформления заграничного паспорта хочется отказаться после первого же посещения паспортного стола, покупка квартиры приводит к нервному тику при мысли о необходимости посетить Регистрационную палату, а радость от наследства омрачается многочасовыми сидениями в очереди к нотариусу. Хорошо, если у вас гибкий рабочий график. А если вы – офисный работник? Какому руководителю понравится, что его сотрудник регулярно уходит со службы на часок-другой по личной надобности? Значит, помимо времени и нервов, вы рискуете потерять если не работу, то уж расположение начальства точно.
Спросите: неужели все так плохо? Нет, не все. На улицу Тукаевскую (там раньше располагался паспортный стол Приволжского района, а теперь, как свидетельствует вывеска в коридоре, сидит некая коммерческая структура, обслуживающая население по договору с МВД) я пришла за распечатками, необходимыми, чтобы моему ребенку выдали паспорт. Две девушки, сидевшие за компьютерами, работали как автоматы. Три необходимые бумажки и полностью заполненную квитанцию на оплату пошлины в банке мне выдали ровно за две минуты. Я еще не успела выйти, как в кабинет пригласили следующего посетителя. С меня взяли около сорока рублей. Искренне надеюсь, что хоть какая-то часть этих денег предназначалась непосредственно обслуживающей меня сотруднице.
Но таких примеров – единицы. Весь же остальной беспредел происходит на фоне постоянных рассказов больших государственных чиновников о том, как у нас совершенствуется работа с населением. Только, видимо, чиновники рангом поменьше не знают, что она совершенствуется. Их менталитет, возможно, подсказывает им, что народ для того и существует, чтобы стоять в очередях. Поэтому вместо того, чтобы, например, компьютеризировать процесс выдачи справок, у нас компьютеризируют процесс постановки в очередь за справкой. А запись к врачу по телефону – пока прерогатива только частных клиник. И все свято убеждены, что так и должно быть.
Так, может, нам надо просто открыть больше частных клиник и активнее создавать коммерческие структуры, подобные той, что на Тукаевской? Наверняка многие согласились бы заплатить, чтобы только не тратить зря время. А параллельно все больше людей будет привыкать к нормальному уровню обслуживания – без нервотрепок, бесчисленных хождений по кабинетам и изматывающих очередей.
Елена БОРИСОВА.