Вчера Государственный Совет Татарстана одобрил проект Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан.
Жизнь не стоит на месте, все в ней течет и все изменяется. Договор между Россией и Татарстаном, заключенный в 1994 году, теперь уже можно сказать вполне определенно, стал нашей историей. И не только потому, что с момента его подписания прошло более десяти лет, а по нынешним быстро меняющимся временам – это большой срок. Договор стал историей еще и потому, что, как отметил Президент РТ Минтимер Шаймиев, выступая на сессии парламента, этот документ выполнил свою историческую миссию, стал важным стабилизирующим фактором в обществе, внес конструктивную струю в политику, с подписания этого документа начался рост в экономике.
Нельзя забывать и о том, что Договор 1994 года позволил Татарстану реализовать (или начать реализацию) крупнейших социально-экономических программ, в числе которых программы адресной социальной защиты населения, приватизации, ликвидации ветхого жилья. В рамках этого Договора Татарстан и Россия разграничили собственность, в том числе и на недра. Межправительственные соглашения, которые были подписаны в рамках этого документа, позволили республике в течение нескольких лет эффективно распоряжаться добываемой нефтью, Татарстан за счет налоговых послаблений получил возможность в условиях рыночных реформ защитить и население, и экономику.
Правда, как заметил в интервью журналистам Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, эти преференции раздражали руководителей других регионов, вызывали у них зависть. Но если быть честными, и в те годы, и сейчас большие финансовые вливания делались и делаются и в другие регионы России, но достигнут ли там такой же уровень развития, как в Татарстане? Значит, вопрос не столько в преференциях, сколько в эффективном использовании полученных возможностей. Минтимер Шаймиев заявил депутатам, что Татарстан сполна использовал весь потенциал Договора 1994 года.
Почему же возникла необходимость подписания нового Договора, почему нельзя было отредактировать или внести поправки в прежний? Дело в том, что в последнее время были внесены серьезные изменения в Конституцию Татарстана, изменилось наше законодательство. Власти РТ и раньше говорили, что переходный период завершится и придется жить по единым нормам. Республика вошла в единое налоговое поле с Российской Федерацией, а для сохранения достигнутого уровня была принята федеральная программа социально-экономического развития РТ. Соглашаясь с этим законом, федеральный центр как бы признавал заслуги Татарстана в области экономики и социальной политики и со своей стороны делал все возможное, чтобы регион-донор не затаил обиды.
Другая причина подготовки нового Договора – известный Федеральный закон № 131 “Об общих принципах организации законодательной, представительной и исполнительной власти субъектов Федерации…”. По этому документу все ранее принятые договоры в июне нынешнего года прекратили свое действие. Но, по словам Фарида Мухаметшина, регионы, которые имеют свои особенности, могут при желании снова заключать с федеральным центром договоры о разграничении полномочий. Татарстан этим правом воспользовался.
Стремление республики подписать новый договор с Москвой понравилось не всем. Как отметил Государственный советник при Президенте РТ Рафаиль Хакимов, некоторые члены Совета Федерации, отдельные политики открыто выступали против такой формы взаимоотношений центра и регионов. Однако Президент РФ Владимир Путин, опираясь на закон и Конституцию страны, подписал распоряжение о подготовке проекта Договора между Татарстаном и Россией. И это можно считать первым существенным барьером, который преодолела республика.
Фарид Мухаметшин, говоря о содержании проекта нового Договора, отметил, что для Татарстана важен и сам факт реализации своего права на подобные отношения с центром, важно, что Конституция России на примере нашей республики работает. А в Основном Законе страны отмечается, что субъекты Федерации могут строить свои взаимоотношения с центром на основе Конституции РФ, конституций и уставов регионов и иных договоров.
Рабочие группы по подготовке проекта Договора (со стороны Татарстана ее возглавил Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, а со стороны России – полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко) после долгих обсуждений пришли к единому варианту документа. Отрадно, что в его основу лег текст, подготовленный представителями Татарстана. Это второй барьер, преодоленный Татарстаном.
Проект нового Договора был принят в Госсовете Татарстана без больших баталий и прений (всего два депутата проголосовали против). Трудно ожидать такого единодушия при обсуждении этого документа в Государственной Думе. Наверняка будут вопросы и в части разделения собственности, и по двум государственным языкам (особенно если учесть, что Конституция и законы РФ по этому вопросу нередко противоречат друг другу), и по праву Татарстана на свой “вкладыш” в паспортах на государственном языке РТ и с гербом республики. Один из “неудобных” вопросов прозвучал на нынешней сессии от депутата Александра Штанина. В преамбуле Договора говорится о том, что этот документ заключается на основе референдума РТ от 15 февраля 1994 года, но сам референдум Конституционным Судом РФ признан неконституционным. Как тут быть? Таких вопросов в проекте Договора можно найти несколько, ответил Минтимер Шаймиев. Но во время работы над проектом (а было подготовлено около 10 вариантов) нам удалось выйти на формулировки, которые не будут предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ. Мы учли все возможные претензии. Что касается референдума 1994 года, то это свершившийся факт, и никакой Конституционный Суд не может сказать, что этого не было.
Какова дальнейшая судьба одобренного Государственным Советом документа? Теперь Президент Татарстана направит его Президенту России. Владимир Путин вынесет этот Договор на обсуждение Государственной Думы. Если Госдума положительно проголосует за данный проект, то он приобретает статус федерального закона. Следовательно, и все положения Договора становятся законодательными нормами. И таким образом снимаются вопросы и о государственных языках, и о татарстанском “вкладыше” в наших паспортах. Но эти высоты татарстанским политикам еще предстоит взять.