Чем пахнут розы?

Местные цветы вы будете искать днем с огнем
Пройдитесь по цветочным базарам Казани, загляните в отдельно стоящие торговые палатки с вывесками “Цветы – чэчэклэр”.

Автор статьи: Елена ТАРАН

Местные цветы вы будете искать днем с огнем

Пройдитесь по цветочным базарам Казани, загляните в отдельно стоящие торговые палатки с вывесками “Цветы – чэчэклэр”. Бросится в глаза и изобилие цветов, и их широкий выбор. Розы, лилии, хризантемы и гвоздики, ирисы, герберы и еще какие-то экзотические растения, названия которых известны только специалистам. Цветы в букетах, в корзинках, в горшках и даже с капсулами с питательным раствором, прикрепленными к кончикам стебля. Вам подберут букет или отдельный цветок на любой вкус и кошелек. Но вот что удивительно: обилие цветов никак не влияет на цену “живого” товара. Вам могут сбросить десятку-другую, в зависимости от стоимости покупки, но не более.


Не по "красным" дням календаря возле торговцев букетами пустынно: цены-то на цветочки "кусаются"...Торговцы цветами (или их хозяева) проводят твердую ценовую политику, и на стоимости розы, хризантемы или гвоздики никак не отражаются сезонные колебания цен (по логике летом и осенью цветы должны быть дешевле). Наоборот, цены взлетают и возвращаются в исходное положение независимо от состояния ртутного столбика термометра. На них влияют лишь календарные даты, особенно Восьмое марта, первое сентября, последние дни мая. Если в обычные дни розы просто колются, то по красным дням календаря они отчаянно “кусаются”… Но куда деваться мужчинам, родителям первоклассников и выпускников? Мы привыкли к тому, что цветы – лучший подарок.


Почему же цветочный товар и зимой и летом не меняет не только свою привлекательность, но и цену? Любой продавец цветов популярно объяснит: цветочки импортируются издалека, выращивают их и зимой и летом в одних условиях, по одной технологии, доставляют одними и теми же маршрутами… А следовательно, и цена товара остается стабильной.


Найти на прилавках цветы местного производства – задача не из легких. Их в основном продают бабули или влюбленные в свое дело цветоводы-одиночки. Нам же больше предлагают товар заморский, в основном из Голландии. Но помните: не факт, что купленные вами хризантемы выросли именно на берегу Балтийского моря. Они могли родиться в Израиле, Эквадоре, Колумбии, в Марокко или Алжире. Просто чаще всего этот “прекрасный товар” прошел через крупнейшую в мире цветочную биржу в Голландии.


Здесь за луковицы расплачивались жизнью

В Амстердаме два века назад на одном из зданий голландцы укрепили памятную доску с надписью, что этот дом куплен за три луковицы тюльпанов. Инициаторы этого акта хотели, чтобы потомки и через пятьсот лет помнили, что такое цветы для этой маленькой страны и как дорого голландцы заплатили за право называться мировой цветочной державой.


Когда-то Голландию окрестили страной тюльпанов. История хранит немало преданий, когда несколько луковиц тюльпанов превращались в целые состояния и когда, наоборот, тюльпаны разоряли богатые семьи. Луковицы ценились наравне с бриллиантами и золотом: из-за них убивали, грабили, совершали другие тяжкие преступления. Голландия дорого заплатила за то, чтобы приобрести и в течение многих веков удерживать титул цветочной столицы мира.


Сегодня это государство с таким же успехом может считаться страной роз, гвоздик, хризантем, ирисов (список можно продолжать). Голландия славится не только постоянно совершенствующимися технологиями выращивания цветов, их селекции. Эта страна – самая большая в мире площадка торговли цветами. Здесь находится крупнейшая в мире цветочная биржа. И пока никто не может отобрать у Голландии право регулировать цветочные потоки.


В последние годы промышленным выращиванием цветов занялись страны Южной Америки и Африки, Израиль. Только через аэропорт Майами в США ежегодно отгружается 400 тысяч тонн цветов. Но все они в основном идут транзитом через Голландию. Крупнейшие оптовые компании мира, торгующие цветами, делают закупки именно там. Поэтому продавцы цветов, не особенно углубляясь в происхождение своего товара, утверждают, что розы и хризантемы – голландские, хотя они могут быть выращены в далекой Колумбии, которая сегодня, по оценкам экспертов, сконцентрировала у себя 11 процентов цветочного производства.


Прибыльный бизнес

По объему прибыли цветочный бизнес, как утверждают некоторые финансовые издания, ни в чем не уступает торговле наркотиками и оружием. Мировое производство цветов достигает 30 миллиардов долларов. Оборот цветочного рынка в России, по разным оценкам, – от 1,2 до 2 миллиардов рублей. Наша страна прочно закрепилась в первой десятке стран, импортирующих цветы. И тенденция такова, что в ближайшие десять лет Россия войдет в тройку крупнейших мировых потребителей цветов.


По данным “Экономической газеты”, в среднем один цветок на бирже обходится оптовому покупателю в пять центов, а продается он за 1,5-5 долларов. Даже при том, что цветочный товар – скоропортящийся (может погибнуть до 40 процентов груза), что за него приходится платить таможенные пошлины (и немалые), все равно один проданный цветок окупает несколько таких же. Не случайно, когда в 2004 году Росветнадзор РФ запретил ввоз цветов из Голландии (в гвоздиках был обнаружен опасный паразит – трипс), поднялся не меньший шум, чем по поводу запрета ввоза в Россию “окорочков Буша”. Из-за цветочного эмбарго Голландия еженедельно теряла до четырех миллионов евро. Конфликт урегулировался на правительственном уровне, лоббистами голландских цветов оказались известные политики и бизнесмены. В начале 2005 года запрет


Росветнадзора был снят. Теперь ничто не препятствует доставке импортных цветов в нашу страну. Тем более что отечественные цветы не могут составить конкуренции иностранным. Их на прилавках просто нет.


Наша экономика – малопригодная почва для такого товара

Разбираясь в этой проблеме, я попыталась выяснить, кто же в Татарстане “отвечает” за цветы. Когда нужен красивый букет, чтобы поздравить награждаемых, или юбиляров, или просто должностное лицо, тут проблем нет. Соответствующая служба любого уважающего себя учреждения, ведомства или предприятия знает, где можно купить цветы, чтобы не ударить в грязь лицом. Рассказывают, что торговцы цветами осведомлены даже о днях рождения известных в Татарстане людей: в такие дни спрос на массивные и дорогие букеты возрастает. А вот узнать, кто отвечает за производство цветов, оказалось делом нелегким. Минсельхозпрод РТ цветами не занимается: тут в основном думают о хлебе насущном, мясе и молоке, овощах и продовольственной безопасности. Позиция понятна и не требует комментариев. Министерство торговли и экономического сотрудничества цветочной тематикой тоже не озабочено: цветы в продаже есть – и хорошо, выбор широк – замечательно. Производителей цветов пришлось искать по телефонному справочнику, через знакомых, через знающих людей. Мне называли Казанский “Горводзеленхоз”, совхозы “Тепличный” и “Декоративные культуры”, “Майский” и “Весенний”. В поле моего зрения попали теплицы одного очень крупного предприятия, но информация об этой стороне их деятельности оказалась полностью закрытой (что ж, будем уважительно относиться к коммерческой тайне). Словом, несколько адресов, где занимаются производством цветов, получить удалось. Осталось выяснить, почему их нет в продаже.


Генеральный директор совхоза “Майский” Ильшат Ганеев был предельно откровенен:


– Мы вырастили в этом году розы, крупную партию. Половину продукции просто выбросили. Не смогли продать. (То же самое случилось с рассадой для цветов, думали к 1000-летию Казани этот товар будет востребован, но мы ошиблись.) Наши цветы на срезку продавцы на рынках, в палатках не берут: в причинах нужно глубоко разбираться. То ли их не устраивает наш товар (хотя его качество мы гарантируем), то ли рынок уже поделен, и нас туда не пускают. Но выращивать цветы мы будем: недавно закупили хороший посадочный материал, строим теплицу. Хотя 99 процентов своей прибыли мы получаем от выращивания овощей.


Как сообщил наш собственный корреспондент в Набережных Челнах Владимир Жигульский, в совхозе “Весенний” площади под цветочными культурами в нынешнем году по сравнению с 2004 годом сокращены вдвое. Сегодня на двух тысячах квадратных метров, а это всего 0,8 процента от общей площади теплиц, выращиваются каллы, розы, хризантемы. Да еще под Восьмое марта производится выгонка 5-6 тысяч тюльпанов. По словам главного экономиста предприятия Альфиры Нуриевой, пытаться одолеть в конкурентной борьбе импортеров экзотичных бутонов – пустая затея. Цветы для наших мест – товар убыточный. Отпускная цена одной розы в “Весеннем” – 10 рублей. Поднять ее выше нереально, поскольку длиной стебля, а именно этим параметром определяется товарное достоинство королевы цветов, тепличные розы значительно уступают заграничным соперницам. Не действует и поговорка: “За морем телушка – полушка, да рубль перевоз!” В отличие от овощей цветы имеют небольшой вес, и современные технологии их транспортировки позволяют бизнесменам, работающим на этом рынке, легко выстраивать оптимальную схему доставки.


Когда-то совхоз “Декоративные культуры” в Казани выращивал до миллиона штук цветов и купить его продукцию, особенно накануне праздников, было практически невозможно – цветы были страшным дефицитом. Но времена изменились. И предприятие оказалось в плачевном состоянии. Городская мэрия мечтает изменить лицо муниципального предприятия, вернуть ему былую популярность среди горожан. Чтобы возродить предприятие, необходимы немалые средства. Для начала – хотя бы кредит в 30-40 миллионов рублей, чтобы восстановить теплицы, закупить посадочный материал. Нужны средства и для того, чтобы расширить ассортимент продукции (например, реализовывать рассаду, семена, луковицы, готовые контейнеры с цветами, садовый инструментарий и технику, удобрения), превратить хозяйство в своеобразный конвейер, где круглый год все выращивается и продается. Именно таким видит современное лицо совхоза его нынешний директор Яудэт Ибрагимов. Надеется он и на поддержку городских властей. Но, видимо, пока придется подождать, поскольку муниципальные органы вошли в полосу кардинальной перестройки.


Во многих странах цветочный бизнес – дело архиприбыльное. Однако в нашей стране он никак не приживается. Только ли дело в том, что рынок цветов в республике, как и в России в целом, поделен? Ведь мы знаем массу примеров, когда частный капитал в погоне за прибылью отвоевывал себе место под солнцем, если это сулило выгоду. Почему же в этом случае бизнесмены молчат?


– Я изучал эту сферу деятельности,- рассказывает руководитель компании “Плезир”, профессор, доктор химических наук Наиль Забиров. – И пока у меня нет желания заниматься производством и реализацией цветов на срезку. Дело не в так называемой “цветочной мафии”. Инвестор, прежде чем вложить деньги, просчитывает экономическую выгоду своего проекта, взвешивает минусы и плюсы. Минусов, похоже, больше. Не случайно приезжавшие в Казань голландцы (они хотели построить здесь современные теплицы) от своих намерений, похоже, отказались.


Прекрасный цветок и просто экономика

Попробуем абстрагироваться от эстетической ценности цветка и заняться чистой экономикой. Сначала поговорим о сдерживающих цветочное производство факторах. Во-первых, в современных условиях промышленное цветоводство – это высокотехнологичный бизнес, рассказывает Наиль Забиров. Страны, серьезно занимающиеся этим делом, строят не просто теплицы, они возводят оранжереи с искусственным климатом. Там автоматизировано и компьютеризировано все что можно. Число работающих – минимально. На высоком уровне – селекционная работа. Чтобы конкурировать с импортными цветами, нужно строить именно такие сооружения. В иных условиях цветам, особенно экзотическим, в нашей полосе не будет хватать солнца (следовательно, они не достигнут требуемых стандартов), а само производство окажется сезонным.


А что такое оранжерея с искусственным климатом? Это передовые технологии, требующие в наших климатических условиях огромного расхода электроэнергии, тепла, удобрений и минеральных добавок. В России энергоресурсы дорожают не по дням, а по часам, и настанет момент, когда продажная цена отечественных роз окажется выше, чем у импортных. В той же Колумбии климат играет на руку производителям: затраты на электроэнергию несоизмеримо ниже.


Во-вторых, Россия не может похвастаться хорошо поставленной селекцией цветов. Нам придется тратить огромные деньги на закупку посадочного материала. Ну и в-третьих, мы никогда не занимались логистикой этого товара. Оптовые компании, работающие с импортной продукцией, построили четкие схемы ее доставки, продумали упаковку, имеют разветвленную торговую сеть. И розничным продавцам сегодня удобнее работать с завозными цветами, нежели “связываться” с местными. Если Татарстан и решится развивать этот бизнес, то глупо строить теплицы, которые будут снабжать цветами только Казань или Татарстан. Деньги нужно вкладывать в производство, которое сможет охватить как минимум несколько регионов. В Тольятти, например, начинают разворачивать подобный бизнес. Мэр Москвы Юрий Лужков также занимается этим вопросом. Татарстан, видимо, наблюдает, что получится в соседних регионах.


Если говорить о плюсах местного цветоводства, то они очевидны. Во-первых, конкуренция на этом рынке – на пользу покупателю: чем шире предложение, тем ниже цена. Во-вторых, это дополнительные доходы в казну и новые рабочие места. В-третьих, местные цветы – это цветы ароматные, живые, а не “пластмассовые”, как иногда называют импортные. Завозные цветы “напичканы” химией, чтобы как можно дольше сохранялся товарный вид бутона. А ведь мы стремимся сблизиться с природой.


Букеты у нас – только к празднику

Говоря о цветочном бизнесе, нельзя не сказать и о нашем менталитете. Обилие цветов в какой-то мере разукрасило нашу жизнь. Но это многоцветье красок пока еще не изменило наше сознание. Цветы чаще всего мы покупаем по праздникам, многие мужчины считают этот шаг героическим поступком и всерьез им гордятся. Часто ли мы приносим домой цветы просто так – без повода? Часто ли дарим их женам и мужьям просто так – чтобы поднять настроение, создать в семье и доме особый микроклимат? У нас это не принято. В Европе зайдите в любой дом – как правило, живые цветы в вазе на столе, цветы в контейнерах за окном и у дверей. Там не откроется кафе, а уж тем более ресторан, если в вазах на столиках не будет цветов, пусть даже простеньких, но живых, особенно весной и летом. А пройдитесь по престижным ресторанам и кафе в Казани. Цветов вы там не увидите. В лучшем случае – искусственные. Хотя однажды в одном очень известном кафе я увидела огромную вазу с красными розами. Порадовалась за хозяев и посетителей. В этом заведении думают о красоте и эстетике. Потом оказалось, что думают не столько о красоте, сколько о прибыли: розы предназначались для продажи, одна штука – 72 рубля.


И пока не изменится наш менталитет, трудно рассчитывать на то, что потребности в производстве местных цветов резко возрастут. О нашем сознании, нацеленном на добывание хлеба насущного, а не на созерцание прекрасного, говорит и другой примечательный факт. Компания “Плезир” разослала главам администраций письма с предложением бесплатной поставки туи, с тем чтобы деревья посадили у зданий администраций, использовали для озеленения. На предложение откликнулись лишь руководители двух районов. Остальные, видимо, не знали, что делать с деревьями. То ли высадить во дворе, то ли пустить на дрова? Но проблемы озеленения – это тема отдельного разговора.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще