У транспортной системы Казани открывается “второе дыхание”
Транспортная сеть для любого государства – это как кровеносная система для живого организма: существовать без нее невозможно, а когда эта система работает без перебоев, ее просто не замечаешь. Татарстану до идиллической картинки в части организации транспортной инфраструктуры еще, честно говоря, далековато, но серьезные шаги в сторону ее улучшения уже сделаны. Не последнюю роль в реанимации столичных автотрасс играет подготовка к предстоящей Универсиаде-2013.
Так, во время беседы с журналистами сразу после состоявшегося в Казани в минувшую субботу совещания по вопросу реконструкции объектов транспортной инфраструктуры в рамках подготовки к Универсиаде-2013 министр транспорта России Игорь Левитин подчеркнул, что лишь совместными усилиями Правительства Татарстана и федерального Минтранса удалось доказать, что Казань нуждается в новых дорогах к Универсиаде, и добиться выделения серьезного финансирования на реконструкцию улично-дорожной сети столицы Татарстана.
– В течение последних месяцев мы активно доказывали в Правительстве, что улично-дорожная сеть Казани не соответствует требованиям Универсиады, – сказал журналистам российский министр. – И я хочу поблагодарить за поддержку Президента Татарстана: вместе нам удалось доказать, что мало построить спортивные объекты, деревню Универсиады, надо еще, чтобы спортсмены комфортно, быстро доехали до мест проведения соревнований.
– Хорошие дороги нужны не только Универсиаде, хотя это и очень большое событие для Татарстана. В первую очередь в них нуждаются жители республики, – подчеркнул в свою очередь Рустам Минниханов.
По мнению главы республики, разработанный транспортный план при надлежащем исполнении поможет серьезно улучшить ситуацию с транспортным обслуживанием в столице.
– Но нам для этого необходимо решить ряд других задач, кроме строительства дорог и развязок, – продолжил Президент. – Например, надо убрать с дорог припаркованные автомобили, обеспечив необходимое количество цивилизованных автопарковок, грамотно организовать движение транспорта путем введения системы АСУДД плюс задействовать новый, современный подвижной состав.
О том, сколько транспортных развязок, пешеходных переходов предстоит в Казани построить и сколько километров городских транспортных артерий отремонтировать, “РТ” уже писала. Теперь о финансировании строительства, ведь столь масштабные проекты для воплощения в жизнь требуют немалых денег.
Как отметил в своем выступлении министр транспорта России, сегодня программа финансирования точна и понятна, “и только от нас теперь зависит, как быстро и правильно мы сможем распорядиться этими средствами, чтобы город испытывал минимум неудобств при строительстве всех этих объектов”.
Тому есть все предпосылки. Так, особенно Игоря Левитина впечатлило увиденное им Большое казанское кольцо – магистраль, соединяющая между собой практически все крупные жилые массивы и промышленные районы в обход центральной части города.
– Это двадцать шесть километров бессветофорного движения! Пока подобных кольцевых магистралей в других городах России нет, – отметил он.
Как доложил на совещании в Доме Правительства первый вице-мэр Казани Иршат Минкин, сегодня в Казани в рамках подготовки к Универсиаде из двенадцати запланированных развязок начаты работы на шести, ведется строительство шестнадцати пешеходных переходов из сорока запланированных.
Продолжаются работы по строительству и реконструкции Большого казанского кольца. На первом участке – от железнодорожного вокзала до ДК химиков – строительно-монтажные работы выполнены на семьдесят процентов, на развязке Декабристов – Ямашева – приблизительно на шестьдесят пять. На развязке Амирхана – Ямашева сдан подземный пешеходный переход.
На перекрестке проспекта Победы с улицей Сахарова начаты вынос инженерных сетей, строительство объездных дорог, на перекрестке проспекта Победы и улицы Зорге ведутся подготовительные работы к строительству развязки.
Продолжается и реконструкция Мамадышского тракта – на протяжении участка от Большого казанского кольца до трассы М7 идут работы по возведению дорожного полотна.
Рустам Минниханов поручил вице-мэру предусмотреть в плане строительство упрощенных путепроводов на пересечении Большого казанского кольца с улицами Губкина и Родины: – здесь не должно быть светофоров, ведь это трасса Универсиады, а также составить ежемесячные графики строительства по каждому объекту.
Что же касается финансирования, то общий объем выделенных на модернизацию транспортной сети Казани средств (без учета метро) составляет 39 миллиардов рублей. Четырнадцать миллиардов предстоит освоить в нынешнем году, еще двенадцать – в будущем, на 2012-й и 2013-й остается по десять и два с половиной миллиарда рублей соответственно. Как заверил Иршат Минкин, проектно-сметная документация на всю сумму будет готова до конца этого года.
Кстати, реконструкцией и ремонтом только казанских дорог дело не ограничится. По словам федерального министра, в ближайшее время госкорпорация “Автодор” намерена войти в проект строительства участка транспортного коридора Европа – Западный Китай на территории Татарстана. Как известно, к завершению близится строительство первой в республике платной автомагистрали Шали – Сорочьи Горы, которое ведется на средства частного инвестора – компании “СМП-Нефтегаз”. Эта автодорога должна стать частью предполагаемого транспортного коридора Европа – Западный Китай, около трехсот километров которого пройдут по территории нашей республики. Ориентировочная стоимость татарстанского участка – 100 миллиардов рублей.
– Для нас это очень важная дорога, – сказал Игорь Левитин. – Мы договорились с Китаем и Казахстаном, что возьмем транспортный поток от Оренбурга и дальше через Казань и Вологду севером выходим на Санкт-Петербург, дальше – на Хельсинки. Мы готовы взять татарстанский участок в “Автодор”, но хотели бы, чтобы вместе с нами в управлении этой дорогой участвовал и частник. Нужно найти модель юридического вхождения “Автодора” в этот проект.
Президент Татарстана также подтвердил необходимость консолидации усилий по строительству платной автомагистрали, напомнив, что Казахстану уже удалось получить дешевые китайские кредиты на строительство своего участка дороги.
– Если “Автодор” войдет в проект, то можно будет привлечь к строительству “длинные” деньги из Китая, – уверен Рустам Минниханов.
Предстоящая в 2013 году транспортировка спортзвезд и болельщиков Универсиады к местам состязаний и по туристическим маршрутам – тоже задачка не из простых. Это и особые требования по времени доставки и безопасности, и много чего еще.
По мнению Президента, для обслуживания мероприятий Универсиады потребуется около пятисот комфортабельных автобусов различной вместимости. И если их предполагается использовать в круглосуточном режиме, понадобится около двух тысяч квалифицированных водителей. В одночасье столь солидную команду профессионалов не сформируешь, так что позаботиться об этом следует заблаговременно. Тем более что опыт организации транспортного обслуживания Универсиады-2013 с успехом может быть задействован во время проведения Олимпиады-2014 в Сочи.
В общем, работа по улучшению улично-дорожной сети Татарстана в разгаре, и, как отметил Игорь Левитин, “теперь все зависит от нас”, так что как минимум раз в квартал необходимо “сверять часы”, контролируя соблюдение графиков строительства и финансирования.